О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



В семейном бизнесе конфликт «отцов и детей» может серьезно повлиять на эффективность управления. Сергей Календжян, декан Высшей школы корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ, считает, что бизнес-образование с упором на инновационное управление может помочь избежать столкновения интересов «отцов» бизнеса и амбиций подрастающего поколения.

Не могли бы Вы вкратце описать специфику управления семейным капиталом? Отличаются ли законы и принципы ведения семейного бизнеса от «традиционных»?

Специфику управления семейным бизнесом можно сформулировать следующим образом: состояния делаются с помощью концентрации, а сохраняются с помощью диверсификации. В основе успеха, как правило, кроется вековая преемственность секретов мастерства, семейных бизнес-традиций и ноу-хау. В западных странах до сих пор сохранены многие традиции, которые были заложены отцами-основателями бизнеса, а затем поддерживались и сохранялись десятилетиями.

Важно отметить, что в сфере семейного бизнеса, в отличие от «традиционного», доминирующая роль принадлежит воспитанию нового поколения с учетом мотивации на продолжение семейных традиций. Подрастающее поколение семьи должно понимать, что деньги принадлежат не какому-то одному родственнику, а семье в целом, и управление капиталом ориентируется на долгосрочное сохранение богатства для всех членов семьи и будущих поколений наследников.

В то же время, современное общество и система образования предлагают огромный выбор новых профессий, которых не было ранее и которые могут не вписаться в концепцию сложившегося семейного бизнеса. Молодое поколение вынуждено принимать непростое решение: реализовать свои амбиции и потенциал в новых инновационных сферах или покорно следовать семейной традиции.

Особенностью управления семейным бизнесом можно считать конфликт интересов, связанный с расширением или разделением семьи. Такие ситуации требуют обсуждения и принятия решений с учетом интересов каждой из сторон или групп. Это несколько отличается от стандартных подходов и схем ведения бизнеса.

Еще одной причиной, по которой в систему управления вносятся корректировки, может являться повышенная эмоциональность в бизнес-коммуникациях, вызванная непрерывным пересечением интересов членов семьи.

В современной России традиции семейного бизнеса тоже начали возрождаться. Появляются ростки передачи бизнеса второму поколению. Самая трудная задача «отца семейства» — воспитание и обучение наследников, вовлечение их в бизнес.

Что может дать бизнес-образование человеку, представляющему компанию, относящуюся к семейному бизнесу? Нужно ли ему такое образование?

Такое образование необходимо, так как оно является безусловным фактором роста личной конкурентоспособности. Не случайно многие основатели бизнеса очень внимательно относятся к образованию своих детей. Мне часто приходится консультировать по этому вопросу слушателей Высшей школы корпоративного управления, обучающихся по программам MBA и DBA и пытающихся возродить свой семейный бизнес. Отчасти именно для молодых людей, желающих по праву принять эстафету управления семейным бизнесом, мы открыли программу «Бакалавр коммерции и менеджмента».

Кроме того, современное бизнес-образование позволяет непосредственно в процессе обучения дать возможность апробировать и адаптировать новые методы эффективного управления, гарантирующие эффективное развитие семейной компании.

Молодое поколение может внести в семейный бизнес новый импульс роста за счет современных знаний и инновационных технологий. В этом как раз и нуждаются представители старшего поколения, заложившие базис семейного бизнеса.

Насколько российское бизнес-образование идет навстречу проблемам семейного бизнеса в России? Разрабатываются ли специальные курсы, дисциплины, мастер-классы, методическая база?

Семейный бизнес берет на вооружение основные принципы, заложенные в современном бизнес-образовании. В западных бизнес-школах имеются специальные учебные программы, ориентированные на слушателей, представляющих семейный бизнес; работают кафедры, проводятся исследования.

К примеру, в Европе и Америке регулярно проводятся конференции, семинары, симпозиумы на эту тему. Уже два года такие симпозиумы проводятся в России, и Высшая школа корпоративного управления принимала в них активное участие, я сам неоднократно выступал модератором круглых столов и дискуссий. Такие мероприятия очень полезны: оценив актуальность обсуждаемых проблем, мы включили курс по управлению семейным бизнесом и семейным офисом в список модулей по выбору в наши программы MBA и DBA.

Кроме того, в рамках работы Ассоциации слушателей и выпускников ВШКУ «Содружество евро-менеджеров» мы организовали цикл семинаров, посвященных возрождению семейного бизнеса в нашей стране. Они проводились совместно с сотрудниками музея Бахрушина и были объединены единой темой «История семейного бизнеса в России».

Какие основные проблемы испытывает семейный бизнес во всем мире на данном этапе развития? Какими Вы видите его перспективы?

Скажем так, к имеющимся традиционным проблемам, всегда возникающим в сфере семейного бизнеса, добавились новые. Остановлюсь на них.

Новое поколение, являющееся преемником семейного капитала, выбирает для себя инновационные, высокотехнологичные виды деятельности, хочет реализовать себя в современных видах бизнеса, поскольку не имеет возможности заниматься аналогичными проектами в рамках бизнеса семейного.

Поколение, оценившее свободу современного общества, коммуникативные возможности и плоды глобализации еще в процессе получения образования, не хочет ограничивать себя территориально, жить на исторически сложившейся родине семейного бизнеса на удаленных фермах, в маленьких городках.

Часто достигшие богатства люди не имеют достаточно времени для воспитания преемника, и, как следствие, бизнес передается в управление наемным сотрудникам, а затем может быть проданным. По последним данным, только 30% компаний удается осуществить передачу бизнеса от первого поколения ко второму и лишь 10% компаний — от второго к третьему.