О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Повышение в должности - приятное (и, вероятно, долгожданное) событие в профессиональной жизни специалиста. Но приносит оно и дополнительные обязанности, и необходимость принимать новые решения. Что делать со свалившейся ответственностью, как руководить теми, с кем раньше дружил, и не бояться сделать ошибку? Предлагаем советы тем, кого недавно повысили до позиции менеджера среднего звена.

Выходите из зоны комфорта

В России менеджерами среднего звена часто становятся в 20 с небольшим, когда человек психологически не готов к такому уровню ответственности. Молодому начальнику приходится регулярно выходить из зоны комфорта.

Но даже к сложным ситуациям можно подготовиться, если время от времени заставлять себя выходить из зоны комфорта в обычной жизни. Например, вам нужно заниматься подбором сотрудников, но вы боитесь общаться с незнакомыми людьми. Старайтесь регулярно минут по 15 разговаривать с незнакомцами в барах, клубах или в очереди на автобус. Чем чаще вы будете преодолевать себя, тем шире будет ваша зона комфорта.

Обычно на более низких должностях реже приходится отступать от правил. Руководители должны уметь принимать решения, которые выходят за рамки инструкций. Часто достигать поставленных задач важнее, чем следовать четким предписаниям. Тренируйте те навыки, которые даются вам хуже всего, чтобы перестать бояться ошибок.

Найдите наставника

Постарайтесь найти наставника. Это не обязательно должен быть ваш начальник. Нужен опытный человек, своего рода коуч, который является для вас авторитетом. С ним вы сможете советоваться и обсуждать возникающие вопросы.

Не бойтесь задавать вопросы и своему начальнику, топ-менеджеру. У вас с ним общие цели и общие KPI. В российской корпоративной культуре есть определенный стереотип: я спрашиваю, значит, я глупый. На Западе принято задавать вопросы и пользоваться знаниями руководителей, которые они собирали десятилетиями. А к тем, кто ничего не спрашивает, наоборот относятся настороженно.  

Бойтесь "звездной болезни"

Если вы стали руководителем, это не значит, что нужно надеть корону и вести себя заносчиво. Взаимоотношения в отделе обязательно должны быть партнерскими, ведь без своей команды вы никогда не достигнете поставленных целей. Не прибегайте к популярной политике "новой метлы", думая, что можно уволить "неудобных" сотрудников и набрать новых. Скорее всего, от этого бизнес только пострадает, потому что лояльных новичков придется адаптировать.

И помните: если вы просите подчиненного сделать что-то лично для вас в рабочее время, посчитайте, сколько денег при этом потеряет компания. Цените не только свое время, но и время сотрудников.
 
Договаривайтесь на берегу

Ваши подчиненные - личности со своими чертами характера и амбициями. С каждым из них можно договориться. И сильные стороны каждого можно использовать.

Как только вы начали работать в новой должности, сразу пообщайтесь с коллегами поближе, узнайте, кто чем занимается, что кого не устраивает. В яхтенном спорте это называется "договориться на берегу". Нужно решить все вопросы и определить зоны ответственности до момента, когда экипаж взошел на борт корабля. Ведь если ссоры, разногласия, передел зон влияния начнутся в море, может произойти крушение.

Если в коллективе есть люди старше вас или те, кто работает дольше, велика вероятность, что они начнут сомневаться в вашем авторитете. Этого нельзя допускать. Что делать, если вас не воспринимают всерьез? Во-первых, в любой ситуации оставаться профессионалом. У вас получится, потому что вас не просто так назначили начальником.

Во-вторых, обратите опыт этих людей на службу общему результату. Постройте с ними общение так, как с главными своими союзниками. Они явно могут выступать экспертами по ключевым вопросам. Вам же нужно прислушиваться к мнению коллег и выбирать лучшее - как капитану команды в "Что? Где? Когда?". В-третьих, сделать так, чтобы демократия в коллективе не превратилась анархию. К вам можно обратиться на "ты", двери вашего кабинета всегда открыты, вас можно попросить об услуге, но вы не позволяете садиться себе на шею. Для этого очертите четкие границы дозволенного для подчиненных. Если они их перейдут, очень четко дайте им понять, что так нельзя. Проявите жесткость, если надо.

Спорьте и давайте спорить

Сотрудники, которые всегда с вами соглашаются (а таких 80%), возможно, придают вам уверенности. Но в момент, когда что-то пойдет не так, их молчаливое согласие сыграет с вами злую шутку.

Не бойтесь активных сотрудников, которые вступают с вами в спор. Как известно, в споре рождается истина. Когда отделу нужны прорывы, именно такие инициативные люди вам помогут. Да, они часто раздражают, вечно чем-то недовольны, а еще вам кажется, что они мечтают вас подсидеть. Но избавившись от них, вы только покажете свою слабость. Лучше учитесь у них активности. А если они все-таки сели на шею - смотрите предыдущий пункт.

Расширяйте круг общения

Если вы выросли внутри компании, со временем вам придется расширить круг общения. Разумеется, не нужно прекращать общаться с коллегами, которые стали вашими подчиненными. В свободное от работы время вы можете продолжать встречаться с ровесниками и людьми, которые лучше всех вас понимают. Но не бойтесь выйти за рамки привычной компании. Налаживайте связи с руководителями вашего уровня. Во-первых, это поможет освоиться в новой должности, во-вторых, позволит быстро решать многие рабочие вопросы, а в-третьих, среди руководителей вы тоже сможете найти друзей.

По материалам RB