О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Перемены происходят на всех этапах обучения, начиная от процедуры поступления в бизнес-школу. Критики не устают клеймить MBA, но доходы выпускников продолжают расти.

В мире увеличивается количество форматов, альтернативных традиционным – в том числе Master in management, iMBA, различные онлайн-курсы и даже программы с броским маркетинговым названием Anti MBA. Формат MBA ожесточенно критикуют предприниматели со стажем, бравирующие отсутствием дипломов бизнес-школ, и стартаперы. Критика – критикой, однако статистика говорит о том, что в 2015 году, как и раньше, после получения диплома MBA карьера большинства выпускников ощутимо идет в гору.

1. Диплом MBA дает шансы увеличить доходы на 70-200%

По данным Graduate Management Admission Council (GMAC – организации, принимающей экзамен GMAT), рост медианной зарплаты выпускника MBA сейчас составляет в среднем 90% (91% для женщин и 89% для мужчин). В развивающихся экономиках этот показатель выше: 200% для Индии, 156% для Африки и Ближнего Востока, 127% для Латинской Америки и 104% для Китая. В США диплом MBA способствует росту зарплаты на 69%, а в Европе лишь на 57%. Заметнее всего, на 112%, растут доходы слушателей, чей опыт работы не превышает трех лет; у слушателей с опытом работы от трех до пяти лет зафиксирован рост зарплаты на 100%. Наиболее активно увеличиваются доходы тех, кто занят работой с человеческими ресурсами, консалтингом, финансами и бухгалтерским учетом. Чтобы получить эти данные, GMAC опрашивали 3329 выпускников бизнес-школ 2015 года из 112 университетов в 29 странах.

Исследование, проведенное MBA Career Services & Employer Alliance летом 2015 года, свидетельствует о том, что обладатели диплома MBA пользуются растущим спросом среди работодателей. Рекрутинг слушателей прямо в кампусах вырос за 2015 год:
  • на 46% для 20 топовых школ,
  • на 63% для школ, занимающих в рейтинге позиции с 21 по 50,
  • на 64% – для школ на позициях с 51 по 100,
  • на 66% – для школ, в рейтинг не попавших,
  • на 59% увеличился рекрутинг в стартапы, на 57% – в компании из других регионов.
Спрос на специалистов с MBA упал только в энергетике и нефтеперерабатывающей промышленности, зато вырос в таких сферах, как консалтинг, фармацевтическая промышленность, обрабатывающая промышленность, биотехнологии, здравоохранение, медиа и развлечения. Речь идет о международном рынке труда, и что 75% из 92 школ, включенных в статистику MBA Career Services & Employer Alliance, находятся в Северной Америке.

Кредитный стартап SoFi из Сан-Франциско запустил собственный рейтинг, в котором рассматривает всего три параметра:

  1. Средний доход выпускника конкретной бизнес-школы через три года после выпуска;
  2. Средний долг, в который студенту пришлось влезть для обучения;
  3. Соотношение дохода и долга.

Цинично? Возможно, зато это ясная примета эпохи. Срок окупаемости бизнес-образования уж точно волнует каждого абитуриента MBA – а такие параметры, как, например, количество преподавателей женского пола или преподавателей с докторской степенью, учитываемые в рейтинге Financial Times, вызывают интерес у гораздо более узкого круга лиц. Для подсчета SoFi взяли данные по 240 тыс. студенческих займов за 21 месяц. Наилучший результат выдал New York Institute of Technology, чей выпускник получает в среднем $126 068, долг его составляет $50 308, а соотношение зарплаты к долгу равно 2,5.

Доходы и долги выпускников бизнес-школ

Бизнес-школа
Доходы выпускника, $Долг выпускника, $
 Отношение дохода к долгу
New York Institute of Technology126 06850 3082,5
Saint Mary’s College of California116 49749 223
2,4
California State University East Bay
89 89438 0302,4
Stanford
177 590
76 987
2,3

Соотношение зарплаты к долгу для вошедших в рейтинг наиболее именитых бизнес-школ оказалось следующим: Chicago Booth – 1,4, Northwestern Kellogg – 1,5, Wharton и London Business School – 1,6, MIT Sloan – 1,7, Harvard – 1,9.

2. Процедуры поступления в школу становятся креативнее

Десять лет назад процесс поступления в бизнес-школу был достаточно предсказуем. Абитуриент подавал заявление, прилагал к нему рекомендации, результаты тестов GMAT и TOEFL, писал эссе, приходил в кампус на интервью. Со временем эта система начала терять эффективность: блогеры подробно разжевывают для самой широкой аудитории нюансы собеседования, а частные тьюторы предлагают услуги по «натаскиванию» поступающих на правильные ответы для любых каверзных вопросов. Некогда эссе являлось достоверным отражением намерений, амбиций и возможностей абитуриента – сейчас же оно, скорее, играет роль сопроводительного письма. Взамен него на первый план выходят другие аспекты. Например, способности поступающего преподнести себя как личность (или, если угодно, продать себя вступительной комиссии как ценный товар), либо его потенциал к эффективной работе в команде. В частности, поступающим в University of Chicago’s Booth School of Business предстоит в качестве ответа на последний вопрос эссе делать презентацию в PowerPoint. В Wharton вместо стандартного интервью тет-а-тет абитуриентов просят выполнить командное задание и по его окончании представить результаты своей работы. Тем, кто собирается получать бизнес-образование в ближайшие годы, следует быть готовыми к новым, более креативным форматам собеседования.

3. Слушатели начинают влиять на содержание программ

Раньше в деловом образовании просматривалось четкое разделение: школа составляла учебный план, а слушатели выступали в роли потребителей образовательной услуги. Основной, если не единственной, их возможностью повлиять на ход обучения был feed back после выпуска, результаты которого ощущал на себе в лучшем случае уже следующий поток студентов. Сегодня же люди, готовые отрываться от работы в кризис и тратить на обучение немалые деньги, стремятся лучше контролировать процесс. Их подход к получению образования становится более прагматичным: они хотят четко понимать, на что тратят свои финансы, и иметь возможность оказывать влияние на учебный процесс в режиме реального времени.

В начале ноября 2015 года в William and Mary Mason School of Business запустили онлайн-платформу Tomorrow’s MBA: Co-Creating the Future of Business Education, на которой зарегистрированные пользователи могут делиться своими идеями относительно учебной программы. Право голоса дается не только акционерам или выпускникам – школа стремится услышать мнение корпоративных партнеров, потенциальных работодателей и прочих заинтересованных лиц. Сайт насчитывает уже более 2 тыс. уникальных посетителей из 53 стран, 200 зарегистрированных участников и около 200 идей касательно улучшения учебного плана. В конце года прием идей закончится, и экспертная комиссия выберет лучшие из них. Не факт, что подобная практика станет повсеместной, но этот пример наглядно свидетельствует о переходе от жесткой вертикали к более гибкой модели взаимодействия поставщиков и потребителей образовательных услуг.

4. Обучение перетекает в интернет

Современный слушатель программы MBA высоко ценит свою мобильность. В идеале, ему или ей хотелось бы успешно балансировать работу, учебу и семейную жизнь – не говоря уже о том, что в кризисные времена далеко не все готовы отрываться от работы и лишать себя источника регулярного дохода. В ответ на такие потребности потенциальных слушателей каждый год запускаются новые и новые онлайн-программы: например:
  • В 2016 году Urbana Champaign College of Business и Coursera открывают очно-дистанционную программу iMBA, стоящую всего лишь около $20 тыс., то есть в три раза дешевле очного аналога.
  • Simmons College полностью переводит в онлайн свои ориентированные на женщин программы MBA – общую и в сфере здравоохранения.
  • University of Miami"s School of Business Administration запускает свою первую двухгодичную iMBA стоимостью $77, 7 тыс.
  • Австралийская AGSM Business School дала своей новой онлайн-программе имя MBAx и предусматривает специализации в таких областях, как воздействие на общество, перемены и технологии.
Эксперты практически единодушны в том, что в ближайшие годы нас ждет бурное развитие модульных программ, формата blended learning и технологий дистанционного образования.

5. США и Великобритания чинят препятствия для выпускников MBA

Негативным итогом 2015 года стало то, что два главных бастиона международного бизнес-образования решили усложнить для иностранных студентов процесс получения рабочей визы. В Великобритании слушатели MBA, чтобы остаться в стране, должны найти себе работу еще до истечения срока их студенческой визы. В США выпускники обязаны находить фирму, которая спонсирует им визу H-1B (она выдается на три года и может быть потом продлена еще на три). Проблема в том, что спрос на визы существенно превышает предложение, поэтому соседняя Канада уже потирает руки в ожидании наплыва студентов из-за рубежа и даже установила в Силиконовой долине рекламные щиты с надписью: «Проблемы с H-1B? Разворачивайтесь в Канаду». Очевидно, нововведения в самом ближайшем времени скажутся и на потоке заявлений в учебные заведения в других регионах мира. По данным GMAC, количество слушателей программ бизнес-образования, заинтересованных в американских бизнес-школах, уже упало с 83% в 2007 до 73% в 2015 году.

По материалам E-xecutive.ru