О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Эксперты рынка удаленного образования и студенты онлайн-курсов рассказали о том, зачем обучаться в интернете и поможет ли это при устройстве на работу.

Процесс обучения в ХХ веке: несколько лет детского сада, 10–11 лет школы, 5–6 лет в университете. После этого человек прощался с семинарами, преподавателями, учебниками, конспектами и экзаменами практически на всю жизнь. Начиналась работа. В некоторых случаях она подразумевала добровольно-принудительное повышение квалификации раз в несколько лет, но самостоятельное получение дополнительного образование было не слишком популярным. Люди могли десятилетиями выполнять одни и те же задачи на одном и том же месте, и это считалось абсолютно нормальным.

Процесс обучения в ХХI веке пока что остается формально тем же — детский сад, школа, университет. Разве что появилось двухуровневое образование, которое позволяет сделать перерыв на получение профессионального опыта между бакалавриатом и магистратурой, или же немного сменить направление деятельности после первой ступени.

Фактически же сейчас происходят гораздо более значительные изменения. Многие стали учиться непрерывно — проходить дополнительные курсы, стажировки, мастер-классы. Ходить на открытые лекции, которые сначала стали популяризировать «Теории и Практики», а теперь запустила и Высшая школа экономики.

Но самым главным условием, которое сделало возможным непрерывное обучение, стали онлайн-курсы. Сейчас это один из самых развивающихся сегментов интернет-индустрии. Ежегодно появляются новые площадки онлайн-обучения, ежемесячно на них запускаются новые курсы, все больше людей посвящают свое свободное время получению новых знаний онлайн, а некоторые проходят интернет-курсы непосредственно в рамках своей очной учебы или работы.

Эксперты рынка MOOC рассказали о развитии онлайн-образования, а пользователи курсов — о том, зачем они обучаются в интернете.

Непрерывное обучение

Дмитрий Гужеля, основатель «Универсариума»: «Прошло время, когда человек сначала учился в школе, потом в вузе, сейчас мы наблюдаем long life learning (обучение в течение всей жизни — прим.ред.). Меняется подход к образованию. Есть направления, в которых 4–6 лет учебы точно не нужно. Достаточно 1–2 года интенсивного поучиться, потом поработать, потом снова учиться.

Фундаментальные направления по-прежнему есть, но их становится все меньше. Потому что работодатели очень требовательны к практическим компетенциям сотрудников, а они очень быстро устаревают. Нет смысла учиться четыре года, потому что за это время эти знания устареют, и потом надо 1,5–2 года переучиваться. Поэтому некоторые работодатели настаивают на нулевом опыте работы и минимальном образовании, чтобы потом самим подготовить сотрудника. Конечно, для каждого типа деятельности существуют свои подходы, но по огромному количеству направлений нет необходимости учиться 5–6 лет».

Большинство пользователей онлайн-курсов проходят их для того, чтобы получить новые знания и навыки для своей профессии. К тому же, сегодня сертификат о прохождении курса на популярной площадке можно прикрепить к резюме на LinkedIn и других рекрутинговых сайтах. А многие западные университеты уже учитывают пройденные онлайн-курсы при отборе абитуриентов.

Марина, PR-специалист: «Я вообще считаю, что настоящий профессионал, особенно в сфере Digital, не может не заниматься самообразованием, чтобы не отставать от текущего состояния рынка. Пиарщик, как и программист, должен всегда исследовать новые подходы, изучать кейсы, обмениваться опытом, проходить курсы, чтобы не терять квалификацию. Я надеюсь, что онлайн-образование будет активно развиваться и предлагать больше тем для современных специалистов, потому что именно этот тип курсов может поспеть за быстрым развитием индустрии. Традиционное образование не всегда может подстроиться, изменить учебный план, найти практикующих специалистов в качестве преподавателей. А в онлайне все делается быстрее».

Физики и лирики

«Человек потребляет огромное количество информации. Это накладывает отпечаток на все сферы деятельности, в том числе и на образование. Люди хотят учиться в любое время, причем необязательно по своему профилю. Инженеры проходят курсы по искусству, а искусствоведы, наоборот, — по физике», — говорит Дмитрий Гужеля.

Действительно, несколько из опрошенных гуманитариев рассказали, что они проходят технические онлайн-курсы, а среди технарей нашлись те, кто развивают с помощью онлайн-курсов творческие навыки.

Владимир, редактор: «Я прошел несколько курсов по математике на Coursera, там же — по анализу данных и программированию на R, курс по теории вероятности на KhanAcademy и что-то про эссе на edX. Мне интересно было чему-нибудь поучиться и был какой-то период свободного времени. Я пошел на Coursera и наткнулся там на курс по Machine Learning. Начал его смотреть: там была довольно сложная математика, и я после четырех недель его бросил и занялся математикой. Потом я начал думать про всякие визуализации и наткнулся на специальность Data Science на Coursera. Прошел оттуда пять курсов, а потом там пошла какая-то дикая статистика и пришлось идти и учить теорию вероятностей, доверительные интервалы и прочие такие вещи».

Константин, программист: «Я проходил курс „Основы джазовой импровизации“ на Coursera. Было интересно пройти нетехнический курс, посмотреть как он организован. Что не понравилось — каждый студент должен был оценивать 5 других студентов, соответственно мои домашние задания тоже оценивались другими студентами. В 60% случаев оценки были чересчур любительскими. Что понравилось — факт записи на курс и еженедельные дедлайны заставлял заниматься дома по 2–3 часа каждый день. В будущем планирую пройти какой-нибудь базовый курс по дизайну и UX-дизайну, но они все платные».

Не замена, а дополнение


Дмитрий Гужеля, основатель «Универсариума»: «Онлайн-курсы не могут заменить традиционное образование, они могут его серьезно дополнить. Заочное образование сейчас представлено в формате массовых онлайн-курсов, но были и другие формы раньше. Сейчас онлайн-обучение — это просто еще один удобный инструмент».

Александр Оганов, основатель образовательной платформы Uniweb:«На мой взгляд, сегодня самый оптимальный вектор развития — в применении форм смешанного обучения. С одной стороны, они позволяют организовать дистанционный образовательный процесс, а, с другой, не лишают студента каких-то дополнительных социальных элементов, которые дает классическое образование».

Андрей Райгородский, математик, преподаватель курсов на Coursera: «Постоянный личный контакт с преподавателем предпочтителен. Но как подспорье в случае нехватки кадров или как дополнительное образование онлайн-курсы замечательны!»

Владимир, редактор: «Минус — отсутствие фидбека. К каждому курсу на курсере и на edX есть форумы. Преподаватели там почти никогда не появляются (бывают редкие исключения, и тогда это круто). Сокурсники, в целом, помогают, но очень часто не хватает того, чтобы тебе лично объяснили какой-то непонятный момент.

Нужна высокая мотивация. Онлайн-курс очень легко бросить. Один раз пропустил дедлайн или оставил все лекции за неделю на выходные и все. Нужно постоянно что-то делать. Многие с этим не справляются. Когда у меня были трудности с курсом по статистике, я позвал своих подруг пройти со мной курс тоже по статистике, но попроще. Они сначала заинтересовались, но посмотрели пару лекций и забили».

Екатерина, аналитик: «В том, что будущее в онлайн-образовании, у меня сомнений нет. Другое дело, что есть некоторые навыки, которые тренируются только в коллективе. Но точно не все».

Аня, студентка курсов по урбанистике Vector: «На мой взгляд, онлайн-образование должно выступать в качестве дополнительного образования. За базовым фундаментальным образованием все же интереснее пойти в какое-то учебное заведение, чтобы больше общаться с людьми лично и не сидеть в интернете круглосуточно».

Как онлайн-курсы меняют традиционное образование

Дмитрий Гужеля, основатель «Универсариума»: «Не каждый вуз готов открывать свои курсы. У некоторых они не настолько серьезные и качественные, чтобы открывать их вовне. Это одно из тех ограничений, из-за которых немногие университеты выходят в онлайн. Так как любой может зайти и увидеть реальный уровень образования. Конечно, есть профессиональные тролли, которые любой курс раскритикуют, но зачастую интернет действительно вскрывает низкий уровень подготовки, неконкурентоспособность вузов. Поэтому онлайн-образованием занимаются только сильные университеты, им за свои курсы не стыдно».

Пресс-служба Parallels: «У компании Parallels есть свои онлайн-курсы на площадке Intuit. Предполагается, что наиболее полезными они будут для студентов наших лабораторий в вузах, хотя сторонние слушатели тоже могут их изучить. Но наибольший эффект достигается именно потому, что по итогам прослушивания лекций студенты лабораторий выполняют научно-исследовательские проекты под присмотром преподавателей лабораторий. Именно поэтому мы не отслеживаем работу студентов в онлайне. Для нас главное, не где или с помощью каких инструментов ты проработал материал занятия, а как ты сдал материал».

Большинство студентов и экспертов считают, что онлайн-образование не заменит традиционное, но изменит его в лучшую сторону.


Артур, инженер, студент американского университета: «Я думаю, около 75 процентов образовательных курсов станут дистанционными или гибридными. Популярность гибридного метода растёт. Сейчас я присматриваю программу, где можно даже целый диплом инженера сделать 90% онлайн, и только летом надо ехать в университет на 2–3 недели для лабораторных.

Ещё недавно взял курс математики через интернет в University of North Dakota, там цены приемлемые и очень развита система дистанционного образования (наверное потому, что никто не хочет быть в северной Дакоте, даже местные). Экзамен по этому курсу надо сдавать преподавателю в моем собственном университете. Этот курс я прошёл в добавку к моей нынешней программе в Вегасе, потому что у нас факультет математики — это просто абзац».

Анна, радио-журналист: «Онлайн-обучение даёт возможность прикоснуться к принципиально другой системе образования, очень отличающейся от российской. За границей любое задание — это вопрос ЛИЧНО для тебя. Что ты думаешь? Как ты считаешь? Где, по-твоему, это лучше всего применить? С чем лично ты встречался в жизни? Любой семинар, экзамен или даже письменное задание превращается в обмен мнениями. „Списать“ неоткуда, при наличии хоть немного активной жизненной позиции у тебя уже должен быть ответ».

Строчка в резюме

Представители российских ИТ-компаний также рассказали о том, какую роль играет наличие оконченных онлайн-курсов при приеме сотрудника на работу по сравнению с традиционным высшим образованием. В некоторых компаниях в первую очередь обращают внимание на интерес соискателя к выбранной профессии. В этом случае не так важно, какое у него базовое образование, а профильные онлайн-курсы могут стать большим плюсом. Но во многих организациях пока что традиционное образование в ведущих вузах является приоритетным.

Пресс-служба Mail.ru Group: «Если кандидат слушает множество онлайн-курсов из разных профессиональных областей „для галочки“, вряд ли это можно рассматривать как преимущество. С другой стороны, дополнительное образование, даже онлайн, сразу становится плюсом, если соискатель понимает, с какой целью он его получает. Так, если кандидату не хватает определённых навыков, и он проходит онлайн-курс, чтобы восполнить пробелы и занять желаемую должность — это несомненно положительно повлияет на решение о приёме его на работу. Мы в Mail. Ru Group активно поддерживаем онлайн-образование: создаём открытые онлайн-курсы и лекции для собственной платформы IT.Mail. Ru на базе наших вузовских офлайн-программ „Технопарк“ и „Техносфера“, а также на базе многочисленных конференций, проходящих в офисе».

Марина Кондратенко, HR-директор РДТЕХ: «Значительным плюсом является релевантный опыт работы в сочетании с постоянным повышением своей квалификации через прохождение соответствующего обучения. Вне зависимости от формата оного. Если человек имеет подходящий опыт работы и явно видно, что в процессе работы соискателю потребовалась дополнительная информация, которую он решил получить в онлайн-форме, то это может положительно повлиять на решение о принятии его на работу».

Кирилл Ширяев, руководитель отдела по подбору персонала «Лаборатории Касперского»: «Профессиональная подготовка часто зависит не от обучения в конкретном ВУЗе, а от желания специалиста развиваться в выбранном направлении. Здесь главное — как можно раньше задуматься о пути, по которому хочется дальше идти, и приложить все усилия, чтобы изучить теоретическую базу, а затем получить опыт работы и практические знания в компаниях-лидерах отрасли. И это совсем необязательно должно быть в стенах вуза, это могут быть и онлайн-курсы, которых сейчас существует множество. Конечно, традиционное образование — это хорошо, но все-таки это не единственный путь — в „Лаборатории Касперского“ есть множество примеров успешных историй, когда сотрудники сами получали необходимые знали и меняли свой карьерный путь кардинально».

Пресс-служба Parallels: «Мы ищем опытных специалистов, с опытом работы от 5 лет. Поэтому нам рано судить об онлайн-площадках типа Coursera, так как это новое направление, и они еще не вырастили своих специалистов, которые могут быть нам интересны. Пока что политика компании — вкладывать в образование студентов и растить их с первых курсов».

Инна Алексеева, генеральный директор агентства PR Partner: «Наличие высшего образования для работы у нас = must have, так как оно дает систему знаний и навыков (если повезет), а не разрозненную информацию блоками, как курсы. Но вообще, конечно, семинары Coursera являются плюсом, так как их прохождение показывает, что человек увлечен своим делом и хочет развиваться дальше, а также самостоятелен и дисциплинирован».

По материалам theRunet