О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Сегодня мы наблюдаем бурное развитие онлайн образования. Мы решили проанализировать, какие объемы выручки в потенциале могут получать организаторы оффлайн и онлайн курсов и что ожидает продажи онлайн курсов в будущем, используя "большие данные" образовательной сети EduMarket.


Почему выборка нашей образовательной сети сайтов релевантна для анализа


Сегодня образовательная сеть сайтов EduMarket включает три сайта: edumarket.ru, edu.jobsmarket.ru, eduhh.ru.  Это самый крупный маркетплейс курсов в России. В сезон месячная аудитория образовательной сети примерно 700 000 уникальных человек, которые интересуются профессиональным образованием. На сайте около 25 000 актуальных онлайн и оффлайн курсов. За первые 5 месяцев 2016 года пользователи образовательной сети сделали 77 998 заявок на разные курсы, семинары и тренинги.

Соотношение заявок на платные и бесплатные курсы в образовательной сети

Образовательные продукты одни из самых сложных с точки зрения технологии продаж. Продукт не осязаем, сложно понять его качество и потребительские свойства. Требуются множественные касания, доверие к бренду, формирование потребности в образовательном продукте. Тут не приходится рассчитывать на импульсные покупки по первому касанию. Чем дороже продукт, чем длительнее обучение, тем сложнее продать продукт. Большинство организаторов это хорошо знают, поэтому создают бесплатные продукты, делают презентации, пробные занятия, строят технологии работы с холодной и теплой целевыми аудиториями. Такая тактика оправдывает себя. Мы это видим на примере соотношения количества заявок на платные и бесплатные продукты. Еще год назад доля платных курсов была около 25%. Организаторы сегодня лучше понимают свою аудиторию и более активно используют маркетинговые инструменты, создающие поэтапное вхождение потенциального клиента в воронку продаж.



Потенциальные клиенты, которые делают заявки на бесплатные  курсы, при правильной тактике построения отношений обязательно в будущем дадут финансовый результат.

Кроме заявок на нашем сайте организаторы еще получают возможность формировать аудиторию потенциальных клиентов, которые интересовались продуктами, в CRM-системе личного кабинета. За первые 5 месяцев этого года базы организаторов в сумме пополнились на 210 000 потенциальных клиентов.

Соотношение количества размещенных в образовательной сети платных оффлайн и онлайн курсов

Большая часть размещенных в образовательной сети платных курсов – это курсы, которые организаторы проводят в аудитории (оффлайн) 71,7%.



Финансовый потенциал заявок на платные онлайн и оффлайн курсы

Несмотря на факт, что доля размещенных платных онлайн курсов меньше, чем доля оффлайн курсов, потенциальная выручка от заявок на онлайн курсы в нашей образовательной сети значительно выше, чем на оффлайн курсы. Так доля в потенциальной выручке онлайн курсов составила 74,8% от всего объема потенциальных продаж  129 826 089 руб. за первые 5 месяцев 2016 года.



Средний чек заявок на оффлайн и онлайн курсы

Мы наблюдаем тенденцию снижения среднего чека заявок оффлайн курсов и рост среднего чека заявок онлайн курсов. Вероятно, это связано с тем, что происходит увеличение средней стоимости одного академического часа, организаторам оффлайн курсов приходится сокращать общий период обучения. Скорость жизни ускоряется и у людей все меньше возможностей участия в длительных очных мероприятиях. Становится больше краткосрочных курсов, которые проводятся в аудитории. Так средний чек заявок на оффлайн курсы в 2016 году составил всего 6342 руб., что более чем в 2 раза меньше, чем средний чек заявок на оффлайн курсы за аналогичный период 2015 года. При этом средний чек заявок на онлайн курсы вырос почти в 2 раза и составил – 31293 руб. Общий средний чек заявки на платные курсы в нашей образовательной сети практически не изменился  по сравнению с прошлым годом и составил 17493 руб.

Видя такую динамику роста среднего чека заявки на онлайн курс, можно предположить, что сегодня спрос на онлайн курсы является эластичным. На оффлайн курсы, похоже, спрос не эластичен, поэтому нет возможности увеличивать общую стоимость курса безболезненно для спроса.



Люди начинают больше доверять онлайн обучению, растет спрос  на онлайн курсы и объемы продаж, и, соответственно, растет средний чек заявки. Увеличивается средняя длительность онлайн курсов.

Что ждет продажи онлайн образования в будущем

Вывод, похоже, очевиден: лед тронулся и образовательные онлайн продукты из разряда «непонятной диковинки», к которой относятся настороженно, входят в фазу, когда они вызывают все больший интерес, их чаще покупают, спрос  растет, и растут объемы продаж на рынке онлайн образования. У меня складывается впечатление, что общими усилиями мы подошли к накоплению «критической массы» и очень скоро спрос на онлайн образование сделает качественный скачок.

Нужно отдать должное подвижникам платного онлайн образования на B2C рынке в России:  ИНТУИТ и лично Анатолию Шкреду, MBS, МТИ и лично Евгению Плужнику, City Business School и лично Денису Исакову, Нетологии  и лично Максиму Спиридонову, Zillion и лично Дмитрию Грину, Компании HeadHunter и лично Михаилу Жукову и Борису Вольфсону, UNIWEB и лично Александру Оганову, LinguaLeo  и лично Айнуру Абдулнасырову, Skyeng и лично Александру Ларьяновскому.

Огромный вклад в культуру потребления онлайн образования вносят подвижники МООС: Universarium  и лично Дмитрий Гужеля,  Лекториум и лично Яков Сомов.

Свой вклад вносят разработчики платформ и инструментов для онлайн образования: Webinar.ru  и лично Александр Альперн, GetCourse и лично Марат Нигаметзянов, Stepic и лично Николай Вяххи.

Эти компании и люди верят в будущее, и, несмотря на сложности, продолжают инвестировать в развитие продуктов, в рекламу, в культуру потребления продуктов на рынке онлайн образования. Именно эти компании и люди формируют сегодня рынок онлайн образования в России.

Простите, коллеги, если кого-то не упомянула. Ваша энергия, ваши идеи создают новое будущее, новые возможности для каждого человека, кто стремится к реализации своих талантов и способностей.

Алла Носкова
Генеральный директор EduMarket