О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Что на самом деле означает «жить настоящим»? Какие в этом есть преимущества? Воин-монах Ши Синг Ми объясняет, почему мы боимся ставить цели, сопротивляемся изменениям, но готовы двигаться вперед маленькими шагами.

Как дела? Как поживаешь?» – обычный вопрос, который мы задаем и на который отвечаем несколько раз в день. Но часто мы совершенно не понимаем, что же на него ответить. Что значит «как я поживаю»? Что есть «Я»? Итак, чтобы понять, «как я поживаю», следует сначала подумать о том, что такое «Я». Каждый из нас – это экосистема, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: тела, разума и духа. Следовательно, вопрос «Как ты поживаешь?» распадается на три: «Как ты себя чувствуешь физически?», «В каком состоянии твой разум?» и «В каком ты настроении и расположении духа?».

Представьте себе утро обычного дня. Попробуйте оценить, как вы себя чувствуете, по шкале от 1 до 10. Вы просыпаетесь с четким осознанием своих задач и возможностей, бодро встаете с кровати и, полные энергии, устремляетесь навстречу новому дню? Это 10. Вы едва-едва заставляете себя продрать глаза и выползти из кровати, ненавидя весь мир? Это 1. К сожалению, большая часть людей оценивают свое состояние утром не на 10, что естественно, но даже и не на 8, а на 5 или 6 из десяти. Это звучит удручающе, ведь если человек отдает только 50% своей энергии миру, то и взамен получает только 50. Еще более печально, что большинство людей привыкли считать такое состояние нормой. Как будто раз число находится в середине шкалы, то так и надо.

Так почему мы не можем изменить положение дел? Более того, почему мы не хотим его изменить? Потому что на самом деле нас все устраивает, потому что нам нравится быть посередине. Нам нравится ощущение стабильности и контроля – над собой и над своей жизнью. Нам кажется, что если мы постоянно загнаны и испытываем стресс, если на нас висит одновременно десяток дел – значит, мы успешны, значит, мы нужны. Однако чувство, будто мы управляем своей жизнью, будто степень нашей загруженности служит мерилом успеха, – это и есть самая большая иллюзия. Конечно, мы не можем в корне изменить жизнь и вдруг стать другим человеком, свободным от социальных обязательств. Но мы можем изменить мелочи, которые всегда зависят только от нас. Это и есть «маленькие шаги».

Что удерживает большинство из нас на отметке «пять», или «шесть», или «семь»? Болезнь, голод, отсутствие крыши над головой? Если мы не больны, если у нас есть руки и ноги, если мы можем видеть и слышать, если у нас есть дом и еда, значит, главные наши потребности удовлетворены и нет никаких серьезных причин чувствовать себя на 5 или 6. В середине шкалы нас удерживают мелочи: мелкая неудовлетворенность, недовольство собой или другими, а главное, сила привычки.

Как работает идея «маленьких шагов»? Попробуйте составить список привычек, которые вы хотели бы убрать из своей жизни, и список привычек, которые вы хотели бы приобрести. Выберите одну из первого списка и начните от нее избавляться. Придумайте ей какой-нибудь материальный «якорь»: например, наденьте на руку браслет и мысленно «завяжите» на него, ну скажем, привычку кусочничать. Каждый раз, когда вам захочется съесть леденец посреди дня, вы ощутите на руке браслет и вспомните о своем желании есть только три раза в день и за столом. А если вы все-таки не сдержались и купили себе сникерс из автомата посреди рабочего дня – снимите браслет с одной руки и наденьте на другую. И так – каждый раз, когда вы сорветесь. Со временем рука, на которую надет браслет, будет меняться все реже и реже, пока наконец он не останется на одной руке навсегда. Мы в Шаолине считаем, что если браслет прожил на одной руке месяц – привычка побеждена.

Однако в реальности это так трудно – перестать жаловаться или начать бегать по утрам. Почему? Потому что мы воспринимаем любое изменение как абстрактную цель, как бы находясь на расстоянии одной мысли от нее, хотя на самом деле к цели нас ведут множество маленьких шагов здесь-и-сейчас. Именно поэтому так важно тренировать внимательность, осознанность (mindfulness), то есть в каждую минуту осознавать, что и зачем мы делаем. Чтобы достичь цели, важно получать удовольствие от пути.

Многие думают, будто жить настоящим нам мешают мысли о прошлом и заботы о будущем. Другие считают, что приоритет настоящего означает отсутствие будущего, будто у нас есть только этот день, только эта минута – так почему бы не отложить все дела и вместо этого заняться тем, чем хочется? Оба представления неверны. Прошлое и будущее никуда не исчезают: из прошлого мы извлекаем уроки, чтобы не совершить ошибок в настоящем, а планы на будущее мы начинаем строить уже сейчас.

Принято считать, что для достижения успеха необходимо прежде всего поставить цель. Некоторые люди не могут поставить себе цель, потому что бессознательно боятся ее. И не зря: цель действительно опасна! Во-первых, она может подчинить себе всю вашу жизнь – и при этом нет гарантии, что в итоге вы получите именно то, к чему стремились. Во-вторых, из-за этого представления о важности цели те, у кого ее пока нет, смотрят на своих целеустремленных знакомых и судорожно пытаются найти цель и для себя. Но ведь это не то, на что мы хотим тратить свои силы? Хотите научиться говорить на иностранных языках? Поставьте цель, а затем запишитесь на курсы.

Шаолиньская философия изменений предлагает полагаться не на цель, а на привычки. Цель слишком огромна, слишком далека от нас, а резкие масштабные изменения пугают. Привычки – это маленькие шаги, которые совершать не страшно. К тому же неизбежные трудности или неприятности могут сделать цель недостижимой; но повлиять на ваши привычки, на вас самих они не смогут. В конце концов, все время думать о конечной цели и в нетерпении ждать прибытия в пункт назначения – это же скучно! Гораздо интереснее в пути наблюдать смену пейзажей и наслаждаться путешествием.

Справка

Ши Синг Ми (Shi Xing Mi) – шаолиньский воин-монах в 32-м поколении, головной мастер культурного центра Шаолинь в Китае, основатель школы и сети буддийских центров Shaolin Wenhua Europe, директор-представитель монастыря Шаолинь в международных ассоциациях. Ши Синг Ми был героем многих статей в журналах и газетах и нескольких телевизионных документальных фильмах – BBC, Discovery Channel, Дисней XD, Italia1, CCTV.

По материалам Psychologies