О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Как вести себя на рынке труда в условиях кризиса и большой конкуренции? Для начала прочтите наши советы, а затем начните действовать.

Сделайте паузу «между прошлым и будущим»

Если так сложилось, что вы должны искать работу, то не стоит на следующий же день после расставания с предыдущей компанией, начинать «веером» рассылать резюме. Прежде чем открыть новую страницу в своей жизни, дайте себе немного времени на размышления и анализ. Необходимо осознать произошедшее, обдумать причины, которые привели вас к этому карьерному этапу. Используйте освободившееся время для отдыха, восстановления сил, уделите время семье, общению с друзьями, сделайте то, на что вечно не хватало времени: наведите порядок в гараже, покрасьте забор на даче, пройдите медицинскую диспансеризацию. Переключитесь на какую-то другую деятельность, это поможет восстановить душевное равновесие и взглянуть на ситуацию с поиском работы более объективно и прагматично. Когда почувствуете, что вы снова «в форме», сосредоточены, сконцентрированы на задаче - начинайте.

Изучите рынок

Проанализируйте, что происходит на рынке труда, особенно в вашей отрасли или сфере деятельности. Возможно, вам стоит повысить уровень своих профессиональных компетенций. Например, освоить новую компьютерную программу, поднять уровень иностранного языка. Возможно, стоит пересмотреть свои требования к графику работы, функционалу. Или переквалифицироваться и получить новую профессию, чтобы быстрее и успешнее трудоустроиться.

Сохраняйте позитивный настрой

Не раскисайте, не впадайте в уныние. Действуйте проактивно. Когда вы точно поймете, в каком направлении нужно двигаться, задействуйте своих знакомых и друзей с просьбой о помощи в поиске работы, предлагайте свою кандидатуру кадровым агентствам, используйте социальные сети и кадровые порталы. Помните, поиск работы – это тоже работа. И если вы будете делать её последовательно, энергично и верить в успех, то результат не заставит ждать долго.

Поменяйте угол обзора

Вам будет легче искать работу, проходить интервью с рекрутерами и работодателями, если вы будете понимать, чего они ждут от вас сейчас, в условиях кризиса: каких реакций, какого поведения, обратной связи. Понять это совсем не сложно. Попробуйте поставить себя на место руководителя компании, посмотрите на бизнес, на процесс подбора, на свое собственное резюме его глазами. Это поможет выстроить правильную линию поведения. В новой экономической реальности подход работодателей к процессу найма и к соискателям несколько изменился по сравнению с 2012-2014 годами. Уже не берут людей «на вырост», не присматривают на рынке ценных специалистов для будущих проектов, отложили до времени формирование кадровых резервов и обучение молодых специалистов. Сейчас у руководителей компаний на передний план выходят другие задачи: повышение продаж, оптимизация бизнес-процессов, сокращение издержек. Соответственно и к нанимаемым сотрудникам предъявляют несколько иные требования.

Станьте универсальным солдатом

Большинство компаний проводит сейчас сокращения, и в отделах, где раньше было 5-7 человек, занимающихся каждый своей специализацией, остаются 2-3. И весь функционал распределяется между оставшимися кадрами. Поэтому очень важно, чтобы остающийся или вновь нанимаемый специалист был «и швец, и жнец». Например, в отделе маркетинга теперь один человек вполне может отвечать и за размещение наружной рекламы, и за PR-компании, и за интернет-продвижение, и за корпоративные мероприятия.

Для руководителей сейчас важно, чтобы сотрудник был готов проявить гибкость и лояльность к компании и к текущей ситуации. Администратору кафе или небольшого ресторана вполне могут предложить «совмещенный» функционал, предполагающий выполнение разнообразных функций в моменты пиковой нагрузки. Сейчас можно увидеть, как в небольшом кафе один человек и за барной стойкой хлопочет, и тарелки носит, и полы протирает. А в стоматологической клинике в «прайм-тайм» главный врач выходит на стойку рецепции.

Будьте готовы к небольшому «фиксу»

Стараясь сбалансировать бюджет, работодатели по возможности уходят от больших фиксированных окладов к более гибким системам оплаты труда, предполагающим премии и бонусы за достижение плановых показателей или выполнение конкретных задач. Если кандидат в ходе переговоров о цене проявляет готовность начать с небольшого «фикса», а основную часть вознаграждения получать после достижения определенных результатов, то это повышает его шансы на трудоустройство.

Позаботьтесь о своём здоровье

Кризис – не время для расслабления и отдыха, сейчас выживает сильнейший. Поэтому тот, кто хочет сохранить работу или найти ее, должен быть готов «напрягаться». В трудные времена вполне могут появиться и переработки, и уплотнение графика, и дополнительные командировки. Все это требует хорошей физической формы и умения выдерживать нагрузку. Сейчас работодатели стали гораздо больше обращать внимание на ресурс здоровья своих сотрудников, так как не готовы оплачивать больничные, взятые по случаю насморка.

Проявите себя

Когда в процессе поиска работы наступит этап собеседований, постарайтесь как можно активнее проявить себя. Это можно сделать через самопрезентацию, ответы на вопросы работодателя. Важно также уметь задавать правильные вопросы. Принято считать, что в течение всего собеседования вопросы должен задавать работодатель, и только в заключительной части встречи соискателю даётся возможность проявить инициативу. Этот момент обязательно нужно использовать. Вопросы, которые вы задаете рекрутёру, это продолжение вашего резюме, вашей презентации. Сделайте так, чтобы они говорили о вас, как о личности, раскрывали ваши личные и карьерные цели. Постарайтесь спросить о чём-то важном, ключевом, продемонстрировать навыки делового общения.

Какие вопросы задавать на собеседовании

Во время одной встречи желательно задавать не слишком много вопросов. Многословный соискатель, «терзающий» своим любопытством и дотошностью рекрутеров, оставляет обычно двойственное впечатление. Выберите два-три уместных по ситуации вопроса.

Вот несколько вариантов:
  • О личности руководителя. Это значит, что вам не всё равно, под началом какого человека вы будете работать, для вас важны методы его работы и система ценностей.
  • О стиле работы команды. Это говорит о вашем стремлении понять корпоративную культуру, о желании стать её частью.
  • О самой компании. Это демонстрирует ваш интерес и лояльность к компании.
  • О ключевых конкурентах, динамике роста. Так вы показываете своё стремление понять отрасль, в которой предстоит работать.
  • О планах по развитию бренда, продуктов и услуг компании. Это означает, что вы связываете своё будущее с будущим компании, в которой планируете работать.
  • О ключевых задачах. Это говорит о вашей ориентированности на результат, целеустремленности.
  • О критериях успешности. Например: Как вы будете оценивать результаты моей работы? Что является показателем успеха? Такие вопросы демонстрируют способность фокусироваться на главном и умение настраиваться на приоритетные задачи.

Постарайтесь с помощью вопросов сделать рекрутёра своим союзником, раскрыть себя как личность для понимания и профессиональной оценки.

С какими вопросами стоит повременить

А вот о чём лучше всего рекрутёра не спрашивать, особенно на первом собеседовании:
  • Об условиях работы. Помните, чем выше позиция, на которую вы претендуете, тем позже нужно заводить разговор о деньгах или компенсации. Самый идеальный вариант – дождаться, когда об этом спросит работодатель.
  • Сколько человек претендует на данную вакансию? Это сразу покажет вашу неуверенность в себе, тревожность.
  • Каковы ваши шансы получить эту работу. Для рекрутёра такой может быть воспринят как признание вашей профессиональной непригодности.
Надеемся, что наши советы помогут вам пройти удачно собеседование и получить желаемую работу.

По материалам RJob