О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Никто не любит совещания. Но особенно они выматывают тех, кто любит придумывать новые идеи или искать креативные решения в тихой и спокойной обстановке. К сожалению, такие люди, как правило, не могут добиться того, чтобы их голос был услышан в переговорке (а тем более большом зале), полном крикунов. Как тогда им научиться доносить свои мысли до участников командных совещаний? Практические советы по этой проблеме дала Сьюзан Кейн, автор книги «Quiet: The Power of Introverts in a World That Can"t Stop Talking» и основатель The Quiet Leadership Institute. Ее организация помогает компаниям раскрывать и задействовать потенциал интровертов в коллективе. Ниже приведены отрывки из интервью с ней:

 - Интроверты предпочитают скорее слушать и думать, нежели говорить. Как сделать так, чтобы их склонность к задумчивости не выглядела как отстраненность или даже равнодушие?

-  Я часто советую интровертам тщательно готовиться ко всем совещаниям, независимо от того, просят их об этом или нет. Это в первую очередь нужно им самим. Кроме того, заранее обдумав свои идеи, они получают дополнительный стимул выступить первыми, что выходит за рамки их обычной модели поведения. В целом, чем раньше вы выскажете свои идеи, тем лучше. На психологическом уровне это поможет вам освоиться в начале обсуждения повестки дня, и окружающие будут к вам обращаться, а также отвечать на ваши замечания. Если же вы будете медлить, то вы, скорее всего, окажетесь в изоляции.

 - Представим, что совещание идет полным ходом, напряжение достигло своего пика — как в таком случае вклиниться в разговор?

 - Многие интроверты не любят импровизировать на ходу и предпочитают обдумывать свои мысли, прежде чем представить их публике. Именно поэтому так важно заранее готовиться к собранию. Забудьте о том, что ваша идея обязательно должна быть красиво сформулирована. Обратите внимание, что люди непрерывно высказывают сырые идеи и никто по этому поводу не переживает. Часто подобные предложения обладают даже большей ценностью. Уже одно это должно развязать вам руки. Далее, вступая в дискуссию, говорите чуть громче, чем ваши коллеги. С помощью этого нехитрого трюка вы дадите всем понять, что хотите подключиться ко всеобщему обсуждению. При этом, разумеется, ни на кого не кричите — здесь как раз и проходит очень тонкая грань. Умение говорить без подготовки можно развивать со временем, поэтому вам не помешает тренировка.

 - Если вы не в состоянии сходу ответить на вопросы и замечания, с которыми к вам обращаются на собрании, как выиграть время на размышление?

 - Так прямо и скажите. Серьезно. «Я бы хотел над этим подумать еще». Считаете, что вам хватит нескольких минут? Просто скажите: «Вернемся к этому вопросу чуть позже, мне надо обдумать свой ответ». Если же вам требуется больше времени, достаточно просто произнести следующую фразу: «Давайте отложим этот разговор, он требует более тщательного рассмотрения». В таких просьбах нет ничего предосудительного, особенно если вы чувствуете, что тайм-аут пойдет всем людям только на пользу. Если вы будете искренни и вежливы, никто вам возражать уж точно не станет.

 - Особенно сложно бывает выступать перед большими группами людей. Какие стратегии в таких случаях используете лично вы?

 - Я знала, что успех моей книги будет зависеть от того, смогу ли я публично защитить свои идеи. Поэтому до выхода ее в свет мне нужно было научиться подавлять свой страх публичных выступлений. Я записалась в Toastmasters, чтобы потренироваться в выступлениях перед небольшой и позитивно настроенной аудиторией. Если какие-то занятия вызывают у вас страх или дискомфорт, вам следует привыкать к ним постепенно, чтобы со временем избавиться от своих фобий и обрести столь нужную уверенность в себе. Страх нельзя обойти, его можно только преодолеть. Однако не стоит сразу попадать в сложные ситуации с высокими ставками. Начните с малого, и понемногу вы «нарастите мускулы» и наберетесь опыта.

Старайтесь выступать перед небольшой аудиторией, чтобы ваш уровень тревоги находился в диапазоне от 4 до 7 (по десятибалльной шкале). Так вы сможете тренироваться, не подвергая себя чрезмерному психологическому напряжению. Спустя некоторое время можно начать выступать перед большей аудиторией. Также полезно регулярно посещать тренинги, подобные Toastmasters. В некоторых городах открыты специализированные центры — например, Public Speaking Center в Нью-Йорке. Людям, стремящимся преодолеть страх публичных выступлений, эти занятия могут принести большую пользу.

 - У некоторых презентации или выступления на собраниях вызывают непроизвольные физические реакции. Например, они краснеют или покрываются пятнами. Что делать, когда ваша аудитория может видеть дискомфорт, который написан у вас на лице?

 - Помните, что людей прежде всего интересуют идеи, которые вы предлагаете. Конечно, бывают ситуации, когда вы должны быть безупречны во всем, тем не менее в большинстве случаев это не главное. Главное — вам есть, что сказать и вы действительно верите в то, что говорите. Поэтому, если ваше лицо краснеет и вы ничего не можете с этим поделать, рекомендую не обращать на это ровным счетом никакого внимания и сосредоточиться на сути своего выступления. Впрочем, понятно, что это проще сказать, чем сделать. Есть два способа справиться с этими неприятными моментами. Для начала можно попробовать дыхательные упражнения. Они помогут вам успокоиться перед выступлением. Однако более надежное решение — практика. Чем увереннее вы себя чувствуете, тем меньше ваше тело будет реагировать на стресс. А чем меньше стресса вы будете испытывать, тем меньше вероятности, что это повторится в будущем.

 - Могут ли менеджеры как-то изменить структуру или формат совещаний, чтобы полнее раскрыть потенциал интровертов в своих командах?

 - Как раз этими вопросами мы и занимаемся в The Quiet Leadership Institute. Компаниям, с которыми мы работаем, как правило, советуем сократить число совещаний. Также управленцы должны понимать, что не стоит ждать от интровертов максимальной отдачи на общих собраниях. Вы добьетесь лучших результатов, если измените свой подход. Хорошо, когда люди заранее знают, о чем пойдет речь. Впрочем, повестка того или иного мероприятия подчас становится известна в последнюю минуту. Если же вы действительно хотите, чтобы люди готовились к обсуждению, имеет смысл предоставить им больше времени на размышления. Обратите внимание на активность ваших сотрудников: кто постоянно говорит и кто при этом отмалчивается. Попробуйте изменить групповую динамику. Сделайте так, чтобы немногословным людям было легче подключиться к разговору. Это значит, что иногда нужно просить их высказаться. В это сложно поверить, но очень часто люди только этого-то и ждут, поскольку им неловко самим брать слово.

По материалам Harvard Business Review