О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Многие талантливые люди оказываются в непростой ситуации при смене работы или карьерном повороте, и перед ними встает вопрос, как наилучшим образом применить опыт и знания, полученные в рамках их сферы деятельности. Кристофер Боу, консультант в сфере здравоохранения, отмечает, хорошая новость заключается в том, что и в других областях ваши таланты могут цениться столь же высоко, а то, пожалуй, и выше. Главное — определить, что это за таланты, и научиться подавать их таким образом, чтобы их значимость была очевидна для потенциальных работодателей. Какие навыки стоит развивать, чтобы вне зависимости от жизненной ситуации всегда быть востребованным на рынке труда, он рассказывает в этой статье.

Семь лет назад я сам сменил профессию. Из журналиста The Financial Times (где я курировал сферу здравоохранения в США) я перепрофилировался в консультанта, оказывающего услуги руководителям фармацевтических компаний по вопросам лидерства и корпоративных стратегий. С тех пор не только друзья, но и незнакомые люди нередко обращались ко мне за советом относительно карьеры за пределами газетной журналистики.

Главный урок, который я вынес из этих разговоров: в попытке заново найти себя крайне легко пренебречь своими наиболее важными навыками и достоинствами. Проблема рождается из так называемой ловушки идентификации. Люди склонны связывать свои основные умения со старой специальностью и поэтому заведомо предполагают, что в других местах они будут менее ценны. На самом же деле в других сферах ваши способности могут оказаться куда более полезны, чем вы могли представить.

Возьмем, например, сферу права. Общеизвестно, что юридические навыки можно свободно применить в самых разных профессиональных направлениях: в бизнесе, политике, финансах и даже в карьере спортивного тренера, в литературном творчестве и журналистике. Умение делать презентации и налаживать связи, аналитическое мышление, старательность в подготовке дела и внимание к деталям — все это весьма высоко ценится в любом месте. То же самое справедливо и для других специальностей. При взгляде изнутри профессии может показаться, что основные ее навыки — расхожий товар. Однако за ее пределами ваши опыт и знания могут стать ключевыми для успеха в бизнесе и личной жизни в XXI веке. В отношении журналистов можно выделить следующий набор способностей.
  • Умение четко излагать мысли. Для журналиста писать — что дышать: столь же непроизвольный, простейший, едва заметный процесс. Однако за пределами профессии навыки рассказчика, умение структурировать и четко излагать свои мысли, пользуясь при этом любыми формами и средствами, включая цифровые, — весьма ценные качества.
  • Скорость исполнения. Куда ни кинешь взор, всюду руководители подчеркивают необходимость скорости и быстроты реакции для создания конкурентного преимущества. По части скорости работы немногие организации сравнятся с новостным отделом. Наверное, каждый газетный журналист сталкивался в своей карьере с ситуацией, что нужно успеть написать важную статью за 30 минут, иначе материал не попадет в следующий номер. При этом с огромной скоростью анализируются и усваиваются колоссальные объемы информации, моментально формулируются идеи и принимаются решения.
  • Творческое мышление. На любом уровне организации, в особенности на самом высоком, нужно уметь находить и систематизировать разрозненные крупицы информации, чтобы сформировать новый взгляд на картину в целом. Движимый желанием докопаться до первопричин тех или иных событий и проблем, журналист занимается этим постоянно.
  • Навык создания сетей. Внутри нашей профессии уметь строить разветвленную сеть контактов и источников для подготовки материала — это как уметь завязывать шнурки. Один мой друг как-то заметил: «Ты вечно обедаешь с какими-то незнакомыми людьми, но при этом каким-то образом умудряешься постоянно поддерживать с ними разговор». До этого мне и в голову не приходило, что у кого-то это может вызвать трудности. Обратите внимание, сколько статей, рубрик советов и книг посвящено построению сетей и их важности для принятия решений, личного успеха и лучшего понимания внешней среды. Для журналиста налаживание связей и поиск новых идей — это рутинное занятие.
  • Смелость поступков. Многие журналисты ежедневно ставят на карту свое имя и репутацию. Покойный Дэвид Карр, обозреватель The New York Times, как-то сказал, что каждый раз, когда выходит в свет материал противоречивого характера, ты собираешься с духом в предчувствии, что «сейчас рванет». Твоя работа каждый день подвергается дотошному публичному критическому анализу. Всякий руководитель согласится, что такого рода стойкость — полезное качество в любом виде деятельности.
Как же выявить те базовые навыки, которые можно перенести на другие профессии? Вот несколько простых шагов, основанных на здравом смысле.
  • Поспрашивайте других желающих сменить род деятельности. Попробуйте взглянуть со стороны на себя и свою работу. Какие навыки имеют первостепенное значение в вашей текущей области? Проконсультируйтесь с людьми, которые уже сменили вашу профессию на другую. Обсудите с ними, какие базовые качества вы, возможно, упускаете из виду и как их можно использовать за пределами вашей специальности? С большой долей вероятности окажется, что диапазон потенциальных применений больше, чем вы предполагали.
  • Посоветуйтесь с людьми, непричастными к вашей индустрии. Подключите к обсуждению широкий круг людей, находящихся за пределами вашей отрасли, особенно тех, с кем вы сталкивались в рамках профессиональных взаимоотношений. Поинтересуйтесь их мнением о ваших основных способностях. Я, например, разговаривал с некоторыми руководителями компаний в сфере здравоохранения. Задайте также вопрос о том, как лучше преподнести ваши качества. Быть может, есть какие-то неочевидные должности или фирмы, где может потребоваться ваш набор навыков? Что может помешать вам занять подобное место?
  • Сформулируйте стратегическое послание. Этот вопрос часто упускают из вида. Лучшие руководители-стратеги, с которыми я работал, кристаллизуют суть шагов, которые должна сделать их компания, до уровня ошеломляющей простоты. Например, успешная стратегия выхода из кризиса для фармацевтической компании Schering-Plough от Фреда Хассана звучала так: «Увеличить доходы, усилить отдел исследований и разработок, снизить издержки и инвестировать с умом». Нечто подобное следует сформулировать и любому из нас. Так я придумал свое кредо: «Излагай мысли четко, исполняй быстро, мысли творчески, создавай сети и действуй смело».
Те навыки, к которым вы привыкли относиться как к должному, на самом деле могут оказаться золотыми. Когда вы научитесь позиционировать их правильным образом, перед вами может открыться путь к блестящей карьере в новой области.


По материалам HBR