О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Способов запоминать информацию есть огромное множество. Можно привести в пример банальное зазубривание материала или более сложную технику – метод ассоциаций. Однако одним из самых эффективных способов по результатам исследований ученых из Бэйлорского университета является пересказ увиденного или услышанного. В этой статье представим основные тезисы.

В исследовании Бэйлорского университета принимали участие 21-летние студенты. Они были разделены на три группы по 20 человек. На протяжении 30 минут им транслировали отрывки из 40 кинофильмов, продолжительность каждого из которых составляла 24 секунды. Примечательно, что в эксперименте использовались малоизвестные иностранные картины. В видеороликах содержались сцены из повседневной жизни. После показа исследователи пытались выяснить посредством вопросов впечатления об увиденном. Между просмотром и опросами проходило от нескольких минут до одной недели. Смысл эксперимента состоял в следующем: определить насколько хорошо его участники запоминают как сюжет фильма в целом, так и отдельные детали видео (цвет, звук, жесты), которые помогают вновь проиграть увиденное в голове во всех красках и подробностях.

В итоге были сделаны следующие выводы:
  • Чем больше времени проходило, тем меньше участники помнили как о сюжете, так и о деталях. Неудивительно, что подробности забывались быстрее, чем главная тема сюжета.
  • Вторая группа студентов имела возможность воспользоваться подсказками перед опросом. В качестве подсказок использовались, например, начальные титры или часть скриншота с кадром. Благодаря ним участники эксперимента точнее воспроизводили подробности. А вот сюжет в целом они вспоминали так же, как и студенты из первой группы. 
  • Третья группа лучше всего справилась с поставленной задачей. Сразу после показа ее участники пересказывали друг другу содержание отрывков. В итоге у них лучше получилось запомнить и сюжет, и мелкие детали.
Как утверждают исследователи, для пересказа от студентов требуется больше усилий, чем для того, чтобы перечитать или переслушать текст, но и результат будет лучше. Поэтому они советуют, например, записывать вопросы на тему прочитанного или увиденного и чуть позже самому же на них отвечать. При этом нет ничего страшного в том, что какие-то детали забываются, поскольку наш мозг старается запоминать важную информацию: иначе ему бы приходилось каждый раз продираться через тонны бесполезных фактов.