О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



За последние годы российские работники стали больше ценить в своих начальниках профессиональные качества. Такой вывод можно сделать из опубликованных в пятницу результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Так, по его данным, порядка 52% опрошенных хотели бы видеть в своем руководителе человека, "который постоянно придумывает что-то новое, ищет новые способы организации рабочего процесса". Причем только 28% респондентов удовлетворились бы руководителем, "который опирается на традиции, старается поддерживать сложившийся в компании порядок".

Значимость модернизационного настроя у начальника и его способности по-новому организовать и продвинуть вперед общую работу, похоже, становится приметой сегодняшнего времени. Тогда как, например, в ходе опроса фонда "Общественное мнение" в 2004 году 45% респондентов сочли наиболее важным, чтобы начальник мог посочувствовать и вникнуть в проблемы подчиненных и помочь им. При этом наличие у него организаторских способностей оказалось необходимым лишь для 20% опрошенных, а профессионализма и компетентности - для 19%.

И хотя 60% респондентов в последнем опросе ВЦИОМ также предпочли бы, чтобы, кроме работы сотрудников, руководитель озаботился бы и их проблемами и интересами, важность профессиональной составляющей сегодня очевидна. Любопытно, что при этом 57% опрошенных предпочли бы, чтобы начальник советовался с коллективом и предоставлял подчиненным возможность проявить инициативу. Кроме того, россияне хотели бы видеть в своем руководителе мужчину (54%), семейного (56%) и старшего по возрасту (40%).

Для 76% важно, чтобы их руководителем был соотечественник (на иностранца "согласны" лишь 4%). Начальник должен быть той же национальной принадлежности, что и подчиненные, считают 58% респондентов. При этом религиозность вышестоящего руководства не имеет значения для 56%.

С учетом обозначенных характеристик, правомерно ли все же говорить о том, что профессиональные, организационные качества руководителей в сегодняшней России выдвинулись на передний план?

Отвечая на этот вопрос Вестей.Ru, главный специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков, усомнился в справедливости подобного предположения. По его мнению, и сегодня для подавляющего большинства российских работников, самое главное, "чтобы начальник гадом не был". А уж его модернизационные устремления, точно, не представляются приоритетными, добавил Бизюков. Хотя, уточнил он, следует отметить, что в различных отраслях (в банковском секторе или, скажем, индустриальном) складываются и различные схемы взаимоотношений.

По убеждению гендиректора кадрового агентства "Специалист-М", специализирующегося, в первую очередь, на подборе кадров для финансовой сферы, Татьяны Бодренковой, соответствующая картина постепенно меняется. Как она напомнила Вестям.Ru, в начале 2000-х годов большинство работавших в России исходили из прежнего советского опыта, когда главным было долгие годы продержаться в одной организации под началом приятного и милого во всех отношениях человека. Но сегодня для многих работников предпочтительными становятся именно профессиональные и организаторские способности руководителей. Переходу на более современную модель трудовых отношений в том же банковском секторе поспособствовало, в том числе произошедшее за последние годы значительное расширение сети представительств крупных зарубежных банков в российском государстве. Вследствие чего, в отечественных банках сегодня все более активно перенимают передовой зарубежный опыт, в частности, и в сфере управления кадровым потенциалом, уточнила Бодренкова.

Хотя, конечно, продолжила она, существующие стереотипы ломаются не сразу. Что отражается, к примеру, и в сохраняющейся в российских банковских учреждения многоступенчатой системе управления, тогда как в аналогичных зарубежных структурах она, фактически, является двухзвенной подразумевая разделение на высшее и среднее руководящее звено. К слову, если продолжить сравнение с зарубежными коллегами, то можно отметить, что российские начальники в большинстве своем представляются людьми более талантливыми. Однако, им свойственны и многочисленные комплексы, доставшиеся, в частности, в наследство от советского периода. Так, если для зарубежного начальника его руководящий статус, хотя и важен, но все же большее значение имеет материальный фактор в виде денег, то для российского руководителя зачастую главенствует статусный момент. Причем для него очень важно также "выглядеть не хуже других". Не случайно, что многие российские топ-менеджеры стремятся поработать за рубежом, чтобы почувствовать себя равным среди равных. Хотя при этом понятно тоже, почему российские работники не желают трудиться под началом иностранцев. "Допустим, если какой-то босс ранее успешно торговал апельсинами, это не значит, что он сможет столь же успешно выращивать в России морковку. Ему обязательно понадобится какое-то время на адаптацию для того, чтобы приспособиться к местной специфике", - резюмировала гендиректор агентства "Специалист-М".

А вот по определению старшего менеджера департамента консультирования по управлению персоналом компании Ernst & Young Екатерины Уховой, неприятие иностранцев на руководящем посту, в немалой степени, обусловлено инерционностью мышления и низкой корпоративной культурой. Хотя представители многих зарубежных компаний, работающих в России, могли бы стать достойным примером для подражания в деле современной организации труда, подчеркнул Ухова.

Правда, признала она, если ранее для многих российских работников наиболее значимым представлялось условие комфортности во взаимоотношений с вышестоящим начальством, то теперь уже более важной оказывается его способность посодействовать личностным карьерным амбициям подчиненных. А потому приоритетными становятся лидерские и профессиональные качества руководителя. "Сегодня многие заинтересованы в начальниках-паровозах, способных увлечь за собой своих работников", - констатировала старший менеджер департамента консультирования по управлению персоналом Ernst & Young.

Впрочем, подчеркнула она, умение стать лидером также подразумевает и наличие сопутствующих человеческих качеств. И они, тем более, немаловажны в России, где и сегодня даже в самых продвинутых отечественных компаниях значим "человеческий" аспект взаимоотношений, обычно менее формальный, в сравнении со стилем корпоративных контактов в зарубежных структурах.

Источник: www.vesti.ru (03.12.2010)
Автор: Наталья Приходко