О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Данная статья написана по результатам исследования компании Websoft о трендах в корпоративном дистанционном обучении.

В основе исследования — опросы клиентов компании Websoft в 2009 и 2010 годах. Число опрашиваемых в каждом из опросов — около 60 организаций. В прошлом году опрос был проведен в самый разгар кризиса (об этом опросе читайте подробнее в блоге Технологии e-learning), поэтому анализ изменения данных ответов респондентов в 2010 году в сравнении с 2009 позволяет говорить не только о тенденциях развития корпоративного дистанционного обучения, но и поставить вопрос, вынесенный в заголовок статьи.

Исследование охватывает следующие основные направления:

· Принципиальные планы компаний об обучении (в т. ч. с использованием СДО);

· Тренд объемов дистанционного обучения (планы компаний по сокращению/увеличению объемов);

· Соотношение дистанционного и очного обучения в компании;

· Тренд бюджета (планы компаний по сокращению/увеличению бюджета), выделяемого на дистанционное обучение (также в сравнении с трендами бюджетов на внутренне, внешнее обучение);

· Тренд численности специалистов, занимающихся поддержкой и развитием СДО в компании.

Результаты опросов приведены в нижеследующих таблицах. Прокомментируем качественные результаты исследований.

Компании собираются наращивать объемы дистанционного обучения. 85 % респондентов (см. таб. 2) отмечают увеличение масштабов дистанционного обучения в компании. Причем, это увеличение происходит как в абсолютных цифрах, так и в относительных: планируется увеличение бюджета на дистанционное обучение в сравнении с бюджетами на внешнее и в целом на внутреннее обучение:

Таблица 2

Если 1) бюджет, выделяемый на внешнее обучение (см. табл. 5), будет увеличен у 9 % компаний (прирост 6 % в сравнении с 2009 годом) и 2) бюджет, выделяемый на внутреннее обучение будет увеличен у 23 % компаний (прирост 14 % в сравнении с 2009 годом), то бюджет, выделяемый на дистанционное обучение (см. табл. 4) будет увеличен у 33 % компаний (прирост 26 % в сравнении с 2009 годом).

Таблица 5

Таблица 4

В эту же копилку: если в 2009 году существенную часть очных мероприятий планировали заменить на дистанционные 27 % компаний (или четвертая часть), то в этом году только 16 % (см. табл. 3).

Таблица 3

При этом число компаний, планирующих заменить лишь небольшую долю очных мероприятий дистанционными, выросла с 34 % (треть компаний) до 53 % (более половины компаний). Т. е. если перевод очных форм обучения в дистанционные в прошлом году можно объяснить экономическими (читай кризисными) причинами, то тренд года 2010-го можно объяснить качественными изменениями к подходам в обучении в компаниях: компании продолжают перевод некоторых форм очного обучения в дистанционные, но делают это избирательно.

Увеличилась тенденция компаний создавать курсы дистанционного обучения собственными силами, а не отдавать создание в руки внешних провайдеров (см. табл. 8).

Таблица 8

Этот факт не зависит от финансовой ситуации в стране: логичней выглядело бы в условиях увеличения бюджета отдавать создание курсов на внешний аутсорс. Полученные данные поэтому свидетельствуют скорее о:

1) развитии технических средств разработки электронных курсов;

2) овладении сотрудниками компании инструментарием разработки курсов;

3) создании условий для разработки электронных курсов силами специалистов своей компании.

Третий пункт говорит о глубинных процессах, происходящих в компании: в разработку электронных курсов вовлекаются специалисты не только подразделения HR, но и других подразделений. В данном случае электронный курс рассматривается как средство взаимодействия между подразделениями компании (например, отделом методологии — разработчиком продукта компании и филиалами — продавцами данного продукта). Фактически выстраиваются новые бизнес-процессы в компании, формируются новые элементы корпоративной культуры. С этой точки зрения третий пункт выглядит, пожалуй, более весомым аргументом в пользу того факта, что дистанционное обучение приобретает стратегический характер для многих компаний, чем, например, просто увеличение бюджета на дистанционное обучение. Что, в свою очередь, позволяет отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, утвердительно.

Алексей Корольков