О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



О получении дополнительного образования люди начинают задумываться на 4-5 курсе. 2/3 студентов старших курсов считают необходимым получить дополнительное образование. Молодые карьеристы начинают выбирать как специальность, так и то место, где они будут ее получать, именно на старших курсах. Они смотрят различные сайты, справочники, посещают выставки, собирают различную информацию о возможностях получения дополнительного образования. Причем речь идет уже о другой специальности, отличной от специальности их первого образования. Как правило, речь идет о популярных сегодня специальностях - экономических, юридических, финансовых, общего менеджмента и т.д.

Исследование проводилось среди посетителей выставки "Образование для взрослых", то есть среди людей, заинтересованных в получении дополнительного образования во взрослом возрасте. Исследование посвящено сравнению двух групп людей: 1) которые планируют получить дополнительное образование в России, 2) которые планируют получить дополнительное образование на Западе.

Возраст респондентов

Существует предрассудок, что дополнительное образование получают либо неработающие люди, либо дети богатых родителей. Это совершенно не так. Именно работающие люди задумываются о получении дополнительного образования. Аудитория подразделяется на 2 группы: 1) те, кто только что получил или вот-вот получит первое высшее образование; 2) те, кто уже работает.

Нужно отметить, что за рубеж обычно уезжают более молодые, после бакалавриата. Они более мобильны, у них нет семей. Кроме того, обычно у них нет высоких карьерных позиций, которые бы они боялись здесь потерять. Это связано еще и с тем, что система 4+2, которая сегодня введена в России, не вызывает доверия. Многие считают, что от 5 лет просто отняли 1 год, и разделили его на два, хотя объем знаний остался тем же.

Род занятий

Среди людей, которые после окончания бакалавриата уезжают на Запад, в целом довольно много людей, ориентированных на отъезд. Когда они закончили школу, им было 16-17 лет, было рано. А 21-22 - в самый раз.

Степень к моменту получения дополнительного образования

Многие вузы сталкиваются с тенденцией, что люди идут получать второе образование во второй раз. Первый раз они его получали в начале и середине 90-х, и эти знания на сегодняшний день устарели. Также изменились требования и программы.

Кроме того, довольно большое количество людей ориентировано на lifelong learning. Соответственно, когда резко изменилась экономическая ситуация в стране, образование стало необходимо в качестве "скорой помощи", чтобы перестроиться и стать востребованным на рынке труда. Сегодня же в условиях стабильное экономики люди стали планировать свою жизнь и карьеру, считают, что учиться надо всегда.

Наиболее популярные специальности

Получать дополнительно образование идут не ради диплома. У нас бренд вуза редко определяет позицию и зарплату. Работодатель смотрит не на диплом, а на знания и опыт работы.

Мотивы получения послевузовского образования: знания или сертификат?

Несмотря на бесконечные публикации о падении качества российского образования, доверие к классическим вузам у потребителя образовательных услуг достаточно высоко. Большой процент людей НЕ считают, что знания, полученные в России, будут неактуальными или низкого качества.

Причины получения образования в России

Те, кто планируют получать образование на Западе, говорят о нескольких фактах. Например, ряд специальностей появился на Западе значительно раньше, чем в России. Поэтому, обучаясь новой специальности на Западе, человек получает шанс стать первым в этой специальности в России. Еще несколько лет назад, например, никто не слышал о логистике, а сегодня масса факультетов в России предлагают обучение этой специальности.

Причины получения образования за рубежом

В связи с тем, что растет уровень жизни, люди много путешествуют, западный образ жизни перестал быть чужим. Люди, имеющие средства, рассматривают обучение на Западе наравне с обучением в России. Это больше не экзотика. Знакомые и родственники получают образование на Западе. Хотя пока это намного дороже, чем в России.

Оплата образования

Люди, получающие дополнительное образование во взрослом возрасте - это люди, для которых образование в их системе жизненных ценностей играет важную роль. Поэтому они планируют так или иначе продолжать обучение в течение всей жизни.

Довольно много людей, получив некое дополнительное образование в России, планируют пройти через несколько лет обучение по той же специальности на Западе.

Продолжение образования

Выбирая дополнительное образование, потенциальный слушатель имеет достаточно хорошее представление о российских вузах, так как всегда есть родственники и знакомые, которые заканчивали эти вузы, есть известные бренды, есть возможность посетить эти вузы лично + выставки и дни открытых дверей.

Информация в СМИ, в Интернете и на выставках играет большую роль, особенно для западных вузов, так как о них информации у потребителей намного меньше.

Источники информации о послевузовском образовании, которыми регулярно пользуются респонденты

Люди сегодня все больше и больше информации черпают из Интернета. Возрастает значимость сайтов вузов при выборе образовательной организации. Люди обращают внимание на дизайн и информативность сайта, оценивают по этим параметрам сам вуз.

Интернет-ресурсы, которыми пользуются респонденты при поиске информации о послевузовском образовании

«Первое высшее образование дает базу, дополнительное образование дает направление»

МВА в России и за рубежом - следуем за Западом своей дорогой

Степень МВА как бренд в последние 20 лет стала настолько популярна, что количество подобных заведений растет с умопомрачительной скоростью, и эта тенденция в самом разгаре. Однако до перехода количества в качество еще очень далеко, и эксперты справедливо считают, что классическое бизнес-образование со всеми атрибутами традиционно высокого качества пока можно найти только в Европе и Северной Америке. С этим трудно не согласиться, ведь ведущие университеты и школы США и Европы вот уже несколько десятилетий каждый год выпускают мировую элиту менеджмента, а конкурсы на поступление в эти заведения остаются стабильно высокими, несмотря ни на какие мировые кризисы.

Что же из себя представляет бизнес-образование на Западе? Это некий сплав традиций, которые остаются незыблемыми уже много лет, и нововведений, без которых в быстро меняющейся социально-экономической и политической картине мира не обойтись.

Поступление: Каждый выпускник престижной американской или европейской бизнес-школы скажет, что поступление - долгая и ресурсоемкая работа, требующая большой внимательности и кропотливости. Большинство университетов и школ США набирают слушателей один раз в год, в начале осени. Иногда разрешается подавать документы весной и даже летом. Однако в этом случае вам может придти предложение о зачислении только в следующем потоке, то есть еще через год.

Часть американских и большинство европейских школ практикуют другую систему приема документов: rolling deadline - документы можно подавать в любое время года. Такие школы обычно проводят два набора в год - осенний и весенний.

Сроки обучения: Традиционно обучение в американской бизнес-школе длится два года, а в европейской - один. Постепенно это становится конкурентным преимуществом именно европейских университетов, потому что далеко не каждый потенциальный слушатель готов сделать перерыв в своей карьере на целых два года (и потратить в два раза больше денег). Кроме того, только обучение full-time (то есть очное обучение каждый день) считается настоящим МВА (хотя существуют и вечерние, и модульные, и дистанционные форматы). К слову, в России обучение full-time, напротив, является очень непопулярным, его предлагают только несколько бизнес-школ.

Глобализация: Одна из ценностей европейского бизнес-образования - это возможность познакомиться с культурой и принципами ведения бизнеса других стран. Именно многонациональный состав студентов и обеспечивает это. Когда на курсе учатся студенты из 70-80 стран мира, это уже считается нормой. Естественно, все они имеют тот или иной опыт работы в бизнесе, в том числе в компаниях собственной страны. Многие школы предоставляют студентам возможность разрабатывать собственные кейсы, в которых и отображается этот опыт.

В последнее время между европейскими школами обострилась конкуренция, что заставило их проявлять максимальную гибкость в построении учебных программ. Они открывают, к примеру, кампусы в азиатских и восточноевропейских странах и заключают партнерские соглашения с американскими бизнес-школами. Все чаще взоры представителей европейских бизнес-школ обращаются на Россию, где они ищут деловых партнеров. Именно поэтому сегодня в России уже достаточно большое количество программ МВА работают в партнерстве с европейскими и американскими университетами.

Наиболее известные европейские бизнес-школы находятся в Великобритании (London Business School, University of Cambridge, University of Oxford), Испании (IESE Business School), Франции (INSEAD, IMD).

Стоит сказать также, что в мировых рейтингах бизнес-школ стали появляться и азиатские бизнес-школы. Азия нынче испытывает бум популярности бизнес-образования (особенно программ Executive MBA). Например, на Тайване, где численность населения составляет 23 млн. человек, действуют целых 36 бизнес-школ! Среди них как совместные с европейскими и американскими образовательными учреждениями программы, так и собственно национальные бизнес-школы Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Китая, Индии, Филиппин и Японии.

Модели образования:

1. Британская модель. В Великобритании 123 школы бизнеса, входящие в ассоциацию ABS, в том числе 42 аккредитованы ассоциацией АМВА. Характерные черты модели (со слов британских специалистов):

  • МВА - это сугубо дженералистская программа (как правило, никакой специализации).
  • МВА - это не получение квалификации, это «выход на новый уровень в менеджменте» (продвижение по службе, новая карьера, новый бизнес).
  • Подготовка «специализированного магистра» - это другой тип программ, где слушатель моложе, цены дешевле, и опыт не так интенсивен, как МВА.
  • «Поступайте на МВА, когда отвергнуты другие возможности», - говорят британцы.

Это в основном соответствует изначальной идее МВА как программы подготовки руководителей широкого профиля. В британских программах также имеются специализированные курсы по выбору. При этом иногда, например, в Лондонской школе бизнеса, в Крэнфилде - в значительных количествах.

2. Французская модель. 36 бизнес-школ (члены ассоциации Chapiter) из 229 вузов-членов Конференции Grand Ecole (высшая ступень специализированного высшего образования). Модель делится на несколько профилей:

  • Executive Specialized Master in Functional Management - Finance, Marketing, Human Resource Management, etc. - 25% базовые курсы, 75% специализация.
  • МВА - дженералистская мастерская программа - 75% базовые курсы, 25% специализация.

«Специализация - ключевой фактор!» (50х50) по времени, что в корне отличает французские программы от британских.

3. В Германии, например, до сих пор дженералистская МВА англо-саксонского типа не популярна и не привлекает широкого внимания, она не соответствует германским традициям именно подготовки специалистов с серьезным учетом отраслевой специфики.

4. Американские программы MBA - это колыбель бизнес-образования. Американские университеты в построении своих обучающих программ имеют довольно сильный академический уклон, а также почти половину учебного времени занимает case-study - метод обучения с использованием кейсов. Он тоже появился на свет в США, в бизнес-школе Гарвардского университета.

5. В России наблюдается склонность к германской модели и большой интерес к специализации среди слушателей программ МВА. Однако наш интерес к специализациям связан и с давлением рынка, где до сих пор существует значительная потребность в квалифицированных руководителях функциональных служб предприятий. Играет свою роль и то, что в российской образовательной системе до сих пор не узаконены специализированные мастерские программы дополнительного профессионального образования, а магистратура - это программы для молодых студентов с исследовательскими наклонностями.

Зарубежные «фишки»

Повсеместно применяются системы кредитных единиц: европейская ECTS (European Credit Transfer System, наиболее распространенная), USCS - американская система кредитов, CATS - британская система кредитов накопления и перевода, UCTS - система передачи университетских кредитов в странах Азии и бассейна Тихого океана. Эти системы описывают образовательные программы путем присвоения кредитных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам, и т.д.) в зависимости от различных параметров, таких как общая трудоемкость учебной работы студента, время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения, с охватом в кредитах как самостоятельной, так и лекционно-семинарской работы.

Резкое увеличение внимания к самостоятельной работе. Интересно, что чем опытнее слушатели, тем меньше над ними контроль со стороны профессоров и тьюторов и короче формы аудиторной работы. Распространены различные методы самостоятельной работы как во время занятий (в виде отвлечения от работы с преподавателем на разбор кейсов и последующее обсуждение с активным участием слушателей), так и в виде работы в специально отведенных помещениях или с Интернетом в домашних.

EMBA

Альтернатива классическим программам full-time и part-time - это Executive MBA (EMBA) - программа обучения топ-менеджеров, имеющих серьезный опыт управления. EMBA - это возможность получить качественное бизнес-образование, продолжая работать. Практически все программы этого формата построены так, чтобы давать слушателям возможность совмещать учебу с профессиональной деятельностью.

Характерна компактность обучения (зачастую 1-2 дня в неделю) в трех разных формах:

  1. Weekend (суббота-воскресенье – 8:45-21:45).
  2. Каждую неделю 1 полный день (по вторникам).
  3. Одна неделя (понедельник-суббота) в месяц.

При этом в дни учебы слушатели работают весьма интенсивно, по 13 часов, но программы несколько растягиваются (если очники обычно учатся 1 год, то вечерники и очно-заочники до 2 лет и более).

Надо сказать, что бум на Executive MBA начался примерно 10 лет назад и продолжается сегодня. Не менее популярен этот формат обучения и в России.

За рубежом не существует жестких критериев отбора на программы Executive МВА. Системы отбора построены так, чтобы определить реальное «наличие настоящего опыта» у поступающих в школу бизнеса.

Средний возраст студентов на EMBA выше, чем на других программах. Обычно им 35-37 лет, а опыт их практической деятельности составляет не менее десяти лет. Безусловное преимущество этой формы состоит в том, что слушатель может сразу же применять полученные знания в работе и решать задачи, стоящие перед ним в данный момент. Более чем в половине случаев обучение на EMBA оплачивают компании.

Обучение на EMBA часто привлекает студентов тем, что учебные модули обычно проходят в разных странах, что позволяет путешествовать по всему миру, общаться с лидерами крупного бизнеса как развитых, так и развивающихся стран. Такие поездки - удовольствие недешевое, и его можно отнести к категории эксклюзива.

Российское бизнес-образование изначально ориентировалось на лучшие западные образцы.

Хотя, конечно, здесь присутствует и некоторая национальная специфика.

Во-первых, это касается методов обучения. Как на Западе, так и в России часто используется так называемый case-метод. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

Во-вторых, на Западе редко можно встретить преподавателя, который занимается исключительно преподавательской или научной деятельностью. В большинстве своем они в настоящем или прошлом успешные руководители или консультанты. В России также постепенно преподавателей-практиков становится все больше. Качество бизнес-образования во многом определяется уровнем преподавания. На Западе работа преподавателя - это скорее хобби, чем источник основного дохода. Однако это, разумеется, не означает, что преподаватель будет работать бесплатно. Такой подход формирует другой взгляд и отношение к аудитории. Занятия с такими преподавателями проходят в форме живой беседы с аудиторией и обмена опытом, а не пересказа материала, предусмотренного учебной программой.

Сейчас в школах бизнеса идет переосмысление учебного процесса. Все больший процент преподавателей - это консультанты и руководители консалтинговых компаний и видные менеджеры-практики, добившиеся серьезного успеха и готовые поделиться опытом. Они часто читают профилирующие курсы именно в тех аспектах, на которых специализируются в своей деятельности, приводя программу в соответствие с конкретными потребностями рынка.

В-третьих, российские бизнес-школы постепенно приближаются по уровню цен к средним европейским программам МВА.

В-четвертых, в новых российских государственных требованиях к программам МВА снизилась аудиторная нагрузка (уменьшилось число контактных часов). Во всем мире также происходит сокращение программ МВА по срокам. Считается, что такой формат у бизнесменов более популярен, так как не требует больших временных жертв.

Наконец, в-пятых, в последние годы российские бизнес-школы начали активно интегрироваться в мировое образовательное сообщество. Большой шаг навстречу этому был сделан в 2007 году, когда целый ряд российских бизнес-школ получил престижную международную аккредитацию AMBA. Для наших программ это отличная возможность посмотреть на себя со стороны и сравнить уровень качества с лучшими мировыми образцами.