О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Вложения в произведения искусства стали жизнеспособной и популярной формой инвестиций. За последние 50 лет цены на искусство в среднем росли на 12,6% ежегодно, в то время как рост «голубых фишек» американского фондового рынка составлял 11,7%.  Исследования таких компаний, как Art Market Research, Kusin & Company, Gabrius, доказали, что вкладывать деньги в произведения искусства перспективно и выгодно. В результате появилось новое направление банковской деятельности, так называемый Art Banking.

В начале и середине 90-х годов рынок искусства переживал кризис, и спрос на банковские услуги в области инвестиций в искусство значительно упал. В настоящее время арт-маркет переживает второе рождение. Российские бизнесмены активно участвуют в торгах аукционных домов, в том числе и на Западе, вкладывают средства в покупку картин и других предметов искусства.

Арт-банкинг рассчитан на три категории клиентов.

Первая – те, кто хочет использовать собственную, уже существующую коллекцию произведений искусства для финансирования новых приобретений.

Вторая группа клиентов – это люди, которые намерены использовать принадлежащие им предметы искусства для покрытия долгов.

Третья категория – это арт-дилеры, пользующиеся арт-банкингом для покупки картин или антиквариата с последующей перепродажей.

Важнейшим моментом является предварительная подготовка. При покупке картин необходимо грамотно выбрать направление, автора, провести скрупулезную экспертизу и оценку приобретаемого полотна. В ряде случаев банк осуществляет частичное финансирование покупки, может выступить соинвестором.
 

Кредитование под залог предметов искусства

Особенность Art Banking заключается в том, что в отличие, например, от рынка недвижимости, где стоимость объекта определяется относительно легко, ценность картины или антиквариата нередко является предметом долгих споров. Стоимость предметов искусства зависит от множества субъективных факторов, что приводит к повышению риска для кредитора. Чтобы минимизировать риск, кредитная организация, в случае падения рыночной цены объекта искусства, часто оставляет за собой право пересмотра залога в сторону его увеличения. В особо критических случаях кредитор может попросить провести частичное досрочное погашение задолженности. Кроме того, обычно сумма кредита не превышает 50% от установленной стоимости объекта искусства, что также является еще одной мерой предосторожности со стороны банка.

Кредитование под залог предметов искусства, безусловно, не самый дешевый способ займа денежных средств. Процентная ставка по такому кредиту обычно выше среднерыночной.

Инвестиции в прекрасное

Привилегированные клиенты все чаще рассматривают искусство как область прямых инвестиций. В этом случае эксперты помогают им собрать актуальную информацию о том, какие сегменты арт-рынка приносят больше прибыли, и сформировать долгосрочную стратегию инвестирования.

«Во многом рынок искусства очень похож на классический финансовый рынок», – говорят эксперты Темпбанка. Вы можете попробовать играть на спекулятивных операциях – покупая дешевле и продавая дороже с целью получения маржи, но это направление достаточно рискованное, оно требует колоссальной клиентской базы, огромного опыта, существенных экспертных знаний и изрядного везения.


  • Полотно постимпрессиониста Поля Сезанна «Карьер Бибемус» было приобретено предпоследним владельцем за $3,19 млн. После трёх лет владения картиной, в 1989 году он выставил её на Сотбис. Цена продажи соста вила $6 млн. За вычетом комиссии продавца чистый доход составил $2,76 млн. — соответственно 27,75% годовых.
  • Картина одного из самых ярких и любимых сегодняшней публикой художников «парижской школы» Амедео Модильяни «Девушка в чёрном платье» за три года (1986–1989) выросла в цене с $4,65 млн. до 7,17 млн. — почти два с половиной миллиона чистого дохода и 16,94% годовых.
  • Пейзаж представителя австрийского художника Густава Климта «Замок Камер на Аттерзее II» находилась в одном собрании десять лет. Купленная в 1987 году за $5,28 млн., в 1997 она ушла с молотка за $21,42 млн. — 16 миллионов чистого дохода и 14,42% годовых.


Изучив динамику роста цен на рынке искусства, специалисты Темпбанка пришли к выводу, что доходность в данном сегменте не уступает доходности по типовым финансовым продуктам. Здесь тоже есть «голубые фишки», есть второй и третий эшелоны, есть и дутые предложения. Долгосрочный же инвестор, вкладывая в предметы искусства, рискует получить доход в большей или меньшей степени.

Определиться с предпочтениями

Тематические коллекции, а также собрания, посвященные определенному направлению или периоду в искусстве, имеют большую ценность, нежели беспорядочные приобретения, и к тому же отражают личность самого коллекционера, его философию и миросозерцание. Именно поэтому инвестирование в искусство – сфера тонкая и очень индивидуальная.

Согласно данным компании Art Market Research, за последние 30 лет наиболее выгодным размещением капитала стали вложения в западно-европейскую живопись и скульптуру – при инвестициях в высшую ценовую категорию доход может составить 10-15% годовых в валюте. Раритетные художественные и исторические фотографии приносят около 9,3% годовых; пользующаяся спросом старинная мебель (например, французская мебель XVIII века) дает доход в размере 8,5% годовых. Меньше выгоды можно извлечь из китайского фарфора (6,7% годовых) и скульптуры (3,2% годовых).

Осваивая область инвестиций в искусство, стоит изучать каталоги. Сводные каталоги продаж выпускает целый ряд компаний.

Один из самых авторитетных в этой сфере All Art Index был разработан несколько лет назад профессорами школы бизнеса при Нью-Йоркском университете Майклом Мозесом и Цзяньпином Меем. Созданный на основе мониторинга повторных продаж начиная с 1875 года, более 8 тысяч предметов искусства, он стал настольной книгой крупнейших арт-финансистов мира.

Свой рейтинг популярности художников формирует и французская компания Artprice на основе собственных индексов, составленных по данным продаж предметов искусства на мировых аукционах.

Немецкий индекс Zurich-AMR Art & Antiques адресован в первую очередь инвесторам, ищущим выгоду в изменении моды на те или иные предметы искусства.

Приличное состояние, безусловно, дает преимущество для старта инвестирования в искусство. Однако, это совершенно не обязательное требование. Мировая практика показывает, что большинство коллекций начинались с небольших вложений. История, в том числе и новейшая, знает примеры, когда коллекционеры первоначально вкладывали менее десяти тысяч долларов. Действительно, для того, чтобы начать покупать современный рисунок или принты, совершенно не нужны миллиарды.