О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



На сегодняшний день важной и актуальной проблемой для владельцев АЗС является выбор топливораздаточной колонки. Здесь учитывается цена и надежность оборудования, а также длительность его эксплуатации.  Какие производители топливораздаточных колонок наиболее оптимально сочетают в себе эти три фактора - отечественные или импортные?

К великому неудовольствию российских владельцев АЗС ценовой диапазон российских и иностранных ТРК, несмотря на постоянные заявления в прессе о снижении отпускных цен на импортное оборудование по-прежнему остаётся несопоставимым. Если самые "простые" модификации отечественных ТРК со встроенной гидравликой можно приобрести за сумму от 53 000 руб., то за однопостовую ТРК импортных производителей придётся выложить до 165 000 руб. Ненамного отличается ценовая ситуация и с самыми «популярными» модификация ТРК (двухтопливными, с 4 раздаточными кранами и вынесенной гидравликой) – российский производитель предлагает аналогичную колонку за 112 000 руб., в то время как за ТРК импортных производителей придётся заплатить до 470 000 руб. У владельцев автозаправочных станций несомненно возникает вопрос: "за что он переплачивает двойную цену?" Возможно, ответ в сравнительных характеристиках узлов, входящих в состав ТРК…

Как известно, в состав стандартной топливораздаточной колонки с всасывающей гидравликой входят следующие основные узлы: электронасос, фильтр-газоотделитель, измеритель объёма жидкости, клапан двойного действия и отсчётное устройство. Большинство российских производителей использует в своих ТРК пластинчатый (шиберный) электронасос с ременной передачей, который вращается на двух шарикоподшипниках. В процессе эксплуатации данного насоса, как правило, происходит интенсивный износ лопаток, резиновых манжет, ремней, что приводит к частым неисправностям: заклиниванию, снижению производительности, течи. Для устранения этих неисправностей в процессе эксплуатации необходимо периодически производить разборку узлов и замену вышедших из строя деталей. При работе насосного агрегата создается сильный шум. Многие зарубежные производители топливораздаточного оборудования также используют электронасосы лопастного типа с ременной передачей, однако при этом следует отметить более высокое качество материалов агрегата, что обеспечивает таким ТРК малую шумность и более продолжительный межремонтный интервал.

И лишь немногие производители используют в своих бензоколонках моноблочный шестерёнчатый электронасос, с торцовым уплотнением, смонтированный непосредственно на щите электродвигателя, являющемся корпусом насоса. Рабочие части такого насоса в процессе эксплуатации изнашиваются незначительно и их замена не требуется. В конструкции насоса применено торцевое уплотнение (графит по графиту), исключающее попадание перекачиваемого продукта в полость электродвигателя и окружающую среду. Ремённая передача в электронасосе отсутствует, а простота конструкции электронасоса обеспечивает его надёжность и малошумность.

Система фильтрации стандартна для всех производителей топливораздаточного оборудования. Она состоит из фильтров тонкой и грубой очистки, газоотделителя, поплавковой камеры выполненных в виде отдельных агрегатов. Однако некоторые российские производители предлагают при этом фильтр-газоотделитель моноблочной конструкции, который имеет удобный доступ для снятия и промывки входящих в него узлов, при этом система из двух фильтров позволяет производить замену фильтра грубой очистки значительно реже.

На многих отечественных топливораздаточных колонках (ТРК) используется уже зарекомендовавший себя с лучшей стороны измеритель объёма жидкости ПЖ4-25, представляющий собой 4-поршневой гидравлический двигатель и предназначенный для измерения объёма топлива, проходящего через гидравлическую систему колонки. Для импортных ТРК, в свою очередь, характерен 4-поршневой измеритель объёма для 10-60 л/мин., юстируемый с непосредственно насаженным импульсным датчиком (как вариант – механический суммирующий счётчик).

На подавляющем большинстве отечественных бензоколонок используется электромагнитный клапан двойного действия, разработанный в соответствии с передовыми достижениями зарубежных аналогов и посему идентичный импортному оборудованию. Он предназначен для снижения расхода топлива перед окончанием выдачи дозы и прекращения подачи топлива после выдачи заданной дозы. Конструкция клапана позволяет повысить класс точности колонок, обеспечивает высокую надёжность (в том числе при отрицательных температурах), в результате чего многие владельцы АЗС, эксплуатирующие отечественное и импортное топливораздаточное оборудование, приобретают данные клапаны для замены аналогичных, но менее качественных на своих колонках.

На многих отечественных ТРК используется отсчётное устройство "Агат-4К", а также другие аналогичные СУ, предназначенные для установки в корпусе блока индикации и управления топливораздаточной колонкой, выполненного со степенью защиты оболочки IP54 с которым поставляется дополнительный пускатель, необходимый для включения электронасоса и клапанов. Его главным конкурентом является отсчётное устройство контроллер типа КУП, используемое пока лишь в не многих колонках отечественного производства. Оно имеет пыле-влагонепроницаемый корпус IP-67, что обеспечивает полную защиту отсчётного устройства от мелких частиц и влаги. Отличительной же чертой ТРК иностранного производства является оснащение их управляемым через CAN-bus табло и высокотехнологичным iGEM компьютером с портом связи, что значительно упрощает настройки измерительных устройств, однако в связи с мягко говоря "неидеальными" условиями эксплуатации в российской действительности "излишняя электроника" может давать сбои.

Одним из важнейших критериев выбора топливораздаточного оборудования для владельцев АЗС на данный момент являются эксплуатационные характеристики ТРК. В связи с этим компании-производители оборудования для АЗС предоставляют всё более выгодные условия по гарантийному обслуживанию.

Так, российские производители, в большинстве своём, предоставляют гарантийный срок 12 месяцев на свои ТРК, в течение которого гарантийное обслуживание осуществляется бесплатно, чего на данный момент нельзя сказать об "иностранцах". И лишь немногие отечественные производители могут позволить себе 12 месяцев "бесплатной гарантии" с момента ввода в эксплуатацию и в пределах 18 месяцев с момента изготовления.

В свою очередь, хотя на импортные ТРК и предоставляется гарантия в течение 24 месяцев, но при этом стоимость ежемесячного технического обслуживания одной ТРК составляет 1000-1500руб. При этом если для ТРК российских производителей стоимость эксплуатационных затрат в первый год работы оборудования равна нулю, то для бензоколонок иностранного производства эксплуатационная стоимость составляет сумму порядка 12-18 тыс. руб. Пуско-наладочные работы для подавляющего большинства бензоколонок составляют до 10% её стоимости. В случае с отечественными ТРК эта сумма минимальна (от 5 до 18 тыс. руб.) при максимально быстром запуске (от 2 до 5 ч). Для колонок иностранного производства стоимость пусконаладочных работ составит до 50 тыс. руб., время на запуск – от 5 до 10 ч в зависимости от модели ТРК.

Стоимость эксплуатационных затрат за 3 года эксплуатации на одну ТРК составит:

– для отечественной ТРК – 1,5-5 тыс.руб.;

– для импортной ТРК – 36-54 тыс.руб.

Следует отдельно отметить возможные неисправности в первые 3 года эксплуатации топливораздаточного оборудования. Независимо от производителя ТРК и учитывая "качество" российского топлива Вам придётся произвести промывку фильтра грубой очистки топлива, заменить фильтр тонкой очистки и манжеты на валу измерителя объёма. Кроме этого, для ТРК с ременной передачей придётся произвести замену ремней на насосе и корпусов на моноблоке.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что на сегодняшний день отечественные производители топливораздаточных колонок предлагают технологические решения, мало уступающие импортным аналогам по надёжности, технологичности, эргономичности, долговечности и точности при значительно меньших эксплуатационных затратах. Однако выбор остаётся по-прежнему за потребителем.