О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Какое место доктор бизнес-администрирования занимает в российском образовании? Какую роль играет в развитии экономики страны? Как им стать? 11 апреля 2012 года в РЭУ им. Плеханова при поддержке Российской ассоциации бизнес-образования прошел Круглый стол на тему "Перспективы развития программ DBA: международные стандарты и российский опыт".

Формирование бизнес-образования как системы предполагает наличие трех иерархических уровней: бакалавр (BBA) – мастер (MBA) – доктор (DBA). На Западе DBA давно известна, 12 бизнес-школ с данной программой имеют аккредитацию AMBA. В России же DBA еще не признана и только набирает обороты. По данным исследований различных медиа, ориентированных на бизнес-среду (в том числе e-xecutive.ru), за 2011 год о перспективах бизнес-образования в России, в общей сложности 62% опрошенных отметили, что основной мотивацией для них является "желание учиться всю жизнь", 71% ответивших рассматривали различные варианты продолжения образования, а 14% респондентов отметили программу DBA как наиболее вероятный вариант продолжения бизнес-образования.

Кто же такой, этот "доктор бизнеса"?

Выражаясь простыми словами, тот же кандидат или доктор наук, только в бизнесе. По словам Ларисой Карташовой, декана Плехановской школы бизнеса Integral, на 1000 бакалавров, 200 магистров и 10 MBA-выпускников приходится лишь один DBA-шник. На квалификацию поступают для того, чтобы, основываясь на серьезных научных исследованиях, внести существенный вклад в развитие практики корпораций, транснациональных компаний, региона и отрасли на высоком управленческом уровне (80% вклад в практику, практика-теория-практика). Это эксперты мирового уровня в своей сфере, которые определяют развитие экономики страны: владельцы крупного бизнеса, президенты или генеральные директора крупной компании, руководители отрасли или региона. Программу можно сравнить с PhD (доктор наук), но основные различия в том, что на вторую идут в основном люди из науки и образования для внесения в сферу своей деятельности элемента новизны, разработки новых методов и подходов (80% вклад в науку, теория-практика-теория).

Стоит отметить, что в коммерческом вопросе программа DBA невыгодна школам. Однако она поддерживает имидж школы, развитие преподавателей, исследования, используемые в учебном процессе, использование учебных материалов, наработанных DBA – слушателями (преподаватель делает особый спецкурс, которого больше нигде нет).

Как узнать, подходите ли вы на DBA?

Во-первых, у вас должна быть потребность в интеллектуальной деятельности (познавательные интересы) и карьере. У вас уже может быть MBA или PhD степень, но необязательно. Для того чтобы пойти обучаться на эту программу, вам потребуется 5-7 лет опыта работы на руководящей позиции. Средний возраст – 45 лет (30-64) с доходом выше $70 тыс. в год. Цена DBA-образования варьируется в пределах $20-$40 тыс., причем в кругу "своих" вас будут намного больше уважать, если платить за себя вы будете сами (ведь это образование нужно именно вам). Потребуется немалый запас терпения, сильное желание учиться и наличие свободного времени, ведь на учебу может уходить от 2 до 6 лет. Зачастую слушатели сами просят продлить срок, ведь для получения наивысшей управленческой степени доктора бизнес-администрирования необходимо написать и защитить диссертацию. С этой задачей многие не справляются, поэтому число выпускников часто составляет 10-15% от числа поступивших. Это принуждает школы придумывать утешительные призы (например, Диплом мастера в консультировании и др.).

Пять типов европейских DBA

Как отметила Елена Молл, заведующая кафедрой общего менеджмента и управления человеческими ресурсами Санкт-Петербургского Международного института менеджмента (ИМИСП), 20-летний европейский опыт так и не привел к формированию четкого представления о DBA. На практике выделяются пять типов европейских DBA в зависимости от выбранного общего подхода:

1. "Почетные" DBA. С помощью данной степени в разных формах (без участия докторанта или через процедуру защиты диссертации) закрепляется особый вклад в практику менеджмента или развитие бизнес-школы.

2. Исследовательские. Условно соответствуют PhD. Отличия сводятся к фокусу на соотношение теоретических и прикладных аспектов управленческих знаний и то, что DBA рассчитана на обучение действующих топ-менеджеров с практическим опытом.

3. Учебные. Ориентированы на учебный процесс, результатом которого может быть, например, подготовка лидеров, способных мыслить стратегически и действовать решительно в глобальной бизнес-среде. Фактически это расширенный или углубленный вариант EMBA с более обстоятельными дипломами.

4. Заказные. Предполагают необходимость решения сложной проблемы заказчика в комплексе. Тематика диссертации предлагается компанией, ожидающей качественный результат. У слушателей вырабатывается умение принимать оптимальные управленческие решения.

5. Практические. Принимают слушателей, уже доказавших на практике свой существенный вклад в менеджмент. Результатом обучения, а точнее совместного исследования докторанта с двумя – тремя научными руководителями или научной группой поддержки, могут быть либо письменное обобщение практического опыта с разработкой новых методик и технологий в виде диссертаций, либо, например, три статьи в известных профессиональных журналах.

Нужна ли DBA бизнесу и его представителям?

Мнение о том, что представители бизнес-элиты истосковались по интеллектуальному общению – слишком романтично. Скорее, топ-менеджеры стремятся переосмыслить свой практический опыт и пополнить багаж знаний. В этом DBA поможет лучше других программ. Для менеджеров-практиков особенно RABO-DBA.jpgпривлекательным может быть индивидуальный учебный план, прикладной характер исследовательской работы, акцент на стратегическое развитие компании и networking.

DBA сегодня рассматривается сегодня как развитие великих идей. Насколько они великие – это уже другой вопрос.

Подведение итогов

К сожалению, представители крупного бизнеса не рассматривают сегодня DBA как полноценную альтернативу PhD в целях дальнейшего профессионального роста и развития, а также для получения более высокого статуса. Концентрируясь при этом больше на элементах научной новизны и существенного вклада в науку, нежели на поиске обоснованных стратегических решений, способных кардинально повысить эффективность. При этом значительная часть (не менее 30%) тех, кто защитил в последние годы кандидатские и докторские диссертации, вышли из государственного управления и бизнеса.

Чтобы активно внедрять DBA на российский рынок, нужно разрабатывать критерии оценки качества программы, подходы, позволяющие сочетать международные критерии и российскую специфику; формировать общественное мнение и адекватные ожидания от программы. Также необходимо углубленное исследование потребностей и ожиданий от программы DBA, в том числе среди выпускников МВА учебных заведений – членов Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).

Автор: Анна Солдатова