О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Американские рекрутеры разочаровались в бизнес-образовании. На руководящие должности они предпочтут взять кандидата-гуманитария, а не бакалавра-бизнесмена. Причина – узкий кругозор и ригидность мышления выпускников бизнес-школ. Вузы, прислушавшись к работодателям, дополняют программы гуманитарными дисциплинами. Игра на бразильских барабанах, история искусства… какие еще нововведения ждут студентов этой осенью?

В Америке сложилась традиция на управленческие позиции нанимать людей с высшим образованием в сфере бизнеса, экономики и финансов. В последнее время ситуация изменилась: руководящую работу все чаще доверяют гуманитариям. Ценность степени бакалавра в области бизнеса вызывает все меньше доверия у рекрутеров и университетского руководства.  Основная претензия состоит в том, что бакалаврские программы с бизнес-специализацией ориентированы исключительно на изучение финансов и бухгалтерских дисциплин. И совершенно не способствуют развитию критического мышления. В то же время написание эссе, ведение дискуссий, которыми насыщен обучающий процесс гуманитарных факультетов, как раз помогает развить остроту мышления и способность разрешать проблемы.

Именно эти качества сегодня наиболее ценятся в кандидатах. Гибкое мышление, свежие идеи, широкий кругозор – вот признаки разносторонне образованных людей. Это не значит, что бакалаврам в сфере бизнеса путь к креслу руководителя закрыт. И все же кандидаты с более широкими познаниями имеют больше шансов на предложение работы.

Ветер переменится

Вузы стараются учесть пожелания рекрутеров. Бизнес-школы университетов Джорджа Вашингтона и Санта-Клары, школа бизнеса Джорджтаунского университета вносят изменения в бакалаврские программы. В программу добавят лекции по истории и этике, написание курсовых работ по финансам и маркетингу.
Вместе с 20 американскими и европейскими бизнес-школами эти учебные заведения собрали конференцию и обсудили возможность введения гуманитарных дисциплин в бакалаврскую программу по бизнесу. Главным организатором конференции выступил исследовательский институт Аспена, плотно занимающийся проблемами образования в сфере менеджмента и общественных наук. Также в обсуждении приняли участие частный гуманитарный колледж Франклина и Маршала, Бэбсон-колледж и школа бизнеса и права Esade при барселонском университете Ramon Llull.

Уже осенью Дуг Гатри, декан школы бизнеса Университета Джорджа Вашингтона, думает ввести новую бакалаврскую программу по бизнесу. Она будет включать курсы по взаимодействию компаний и общества.
Организаторы надеются, что плоды нововведений понравятся рекрутерам. Ведь в последнее время они предпочитают разносторонне образованных кандидатов – дипломированных экономистов, специалистов инженерного дела.
«Компании ищут таланты. Для них не столь важны профильные знания сами по себе, – говорит Скотт Ростан, основатель фирмы Training the Street, которая проводит финансовые тренинги для новых сотрудников инвестбанков. – Людей теперь нанимают не просто потому, что они учились на факультете делового администрирования».
Осенью этого года первокурсники колледжа бизнеса Daniel"s при Денверском университете этой будут изучать проблемы бизнеса в контексте глобальных проблем современного общества. Он включает предметы по истории бизнеса, этики, социальной и экологической ответственности бизнеса и многие другие. Эти дисциплины помогут им «приобрести целостную картину сегодняшнего мира», говорит Дэниел Коннолли, декан бакалаврской программы бизнес-школы.

Европейские школы, традиционно придерживавшиеся узкой специализации, намерены теперь расширять спектр преподаваемых дисциплин. «Образование – это не просто автоматическое заучивание информации», – говорит Альфред Вернис, директор университетских программ в испанской школе бизнеса Esade. Он считает, что в программу обязательно надо вводить гуманитарные науки. Новую бакалаврскую программу по бизнесу планируется ввести осенью 2013 года.

Пока рекрутеры не могут оценить, насколько будут полезны новые программы для студентов. Прогнозируется, что компании продолжат набирать выпускников из разных сфер - чтобы иметь более разнообразный пул сотрудников.

Бизнес и бразильские барабаны

Для Facebook, о работе в котором мечтают многие выпускники, не так важно, какое именно образование получил кандидат. «Речь не о том, чему вы учились или не учились», – уточняет Кристен Клеммер Микс, рекрутинговый менеджер компании. Для некоторых вакансий требуется в первую очередь умение мыслить аналитически и быть изобретательным.

Маргарет Копет, директор подразделения рекрутмента в студенческих городках Северной Америки консалтинговой компании Booz, рассказывает: в этом учебном году компания наняла на работу на 59% больше бакалавров, чем в прошлом году. Примерно треть кандидатов компания взяла с последнего курса факультета бизнеса, остальные были выпускниками факультетов математики и экономики. Копет говорит, что среди бакалавров она отбирает в первую очередь студентов «с хорошим базовым образованием», которые после прохождения тренингов в компании «станут прекрасными консультантами».

Многие бизнес-школы уже сейчас требуют, чтобы студенты посещали курсы, не входящие в основную программу по бизнесу. Джед Сомерс, 22-летний выпускник Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета тратил свое время в основном на изучение обязательных предметов. Плюсом к этому он прошел курс по бразильской традиционной игре на барабане и истории искусства. С июля Сомерс начнет работать в подразделении Barclays Capital по продажам ценных бумаг.

Примерно половина нанятых за последние годы банковских аналитиков получили образование в сфере бизнеса, финансов, экономики или бухгалтерского дела, говорит Тара Юдат, глава подразделения Barclay Capital по рекрутменту. «Студенты, не имеющие профильного финансового образования, могут быть очень перспективными, хотя и нуждаются в дополнительных тренингах по финансам и экономике,» - добавляет она.

Цифра
Более 20% американских студентов-бакалавров получают образование в области бизнеса и экономики. Программы по истории и общественным наукам изучает почти в два раза меньше человек.