О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Стресс не делает сильнее - он забирает последние силы, когда они так нужны. Давление руководства, общая усталость и задачи, которых становится все больше и больше. Как выбраться из этой ловушки? Тремя советами по борьбе со стрессом поделился президент Microsoft в России Николай Прянишников.

Стресс — та часть жизненного опыта, про которую не скажешь даже, что она делает тебя сильнее, коль скоро не убивает. Стресс делает тебя слабее, заставляет совершать ошибки, нередко фатальные. И что самое неприятное, стресс является неотъемлемой частью работы многих топ-менеджеров. Такое профессиональное заболевание честолюбивых и целеустремленных людей, которые ставят работу, карьеру и успех во главу угла.

Я не верю в борьбу со стрессом. Единственная возможность выйти из зоны высокого давления — пересмотреть свое отношение к жизни и работе. Например, я знаю много топ-менеджеров, которые так сильно переживают из-за  ответственности перед акционерами, руководством, подчиненными, что не позволяют себе расслабиться, отвлечься, перестать думать о работе.

Очень легко перейти границу между увлеченностью, погружением в работу и настоящей манией. И речь не о том, что практически все те, кто действительно всерьез занят своей карьерой, не соблюдает баланса между работой и личной жизнью, а о существенной разнице между эффективным и неэффективным сверхусилием. Согласитесь, одно дело, когда ты засиживаешься на работе до ночи и работаешь по выходным перед запуском нового продукта или заключением крупного договора, и совсем другое, когда ты не даешь себе отдохнуть из-за внутренней отчетности или корпоративной переписки. Совершенно неприемлемо, когда работа  становится формой самоистязания.

Все знают, как легко загнать себя в состояние постоянного дедлайна: ты непрерывно работаешь, однако времени на действительно значимые и важные задачи все равно не хватает. Это то, что Джон Коттер, профессор Гарвардской школы бизнеса и автор известных книг о лидерстве, назвал ложным чувством срочности (False Sense of Urgency). Если верить Коттеру, то в подобном состоянии человек обречен непрерывно выбирать из матрицы Эйзенхауэра исключительно менее важные срочные задачи.

Все люди разные, и наверняка каждый находит свой собственный способ примирить работу и жизнь, гармонизировать их. Для себя я выбрал следующие принципы:
Планировать график таким образом, чтобы  решать как можно меньше второстепенных срочных задач, а важные решать до того, как они станут срочными.
Заниматься любым делом с максимальной вовлеченностью.
Рассматривать принцип жизненного баланса как важную личную и менеджерскую задачу.
Разумеется, не все получается идеально, но соблюдение этих принципов позволяет мне не бояться стресса и не выбирать между работой и жизнью.

Делайте то, что важно
Избавиться от необходимости решать срочные второстепенные задачи сравнительно просто: большую их часть необходимо делегировать своим подчиненным, а те, что останутся, разнести во времени так, чтобы они не занимали тебя постоянно. Для этого потребуются две вещи: хорошая команда и умение доверять людям, которые с тобой работают. Если у читателей возникнет интерес к этой теме, позже я расскажу о ней подробнее.

Выделение стратегически важных вопросов, решением которых будешь заниматься только ты, — это одно из первых дел, которым стоит заняться, приступая к работе. Вообще приоритизация и тайм-менеджмент — это еще одна интересная и сложная тема, к которой я постараюсь вернуться в будущих колонках.

Концентрируйтесь на том, чем заняты
Максимальная вовлеченность, умение сконцентрироваться на задаче — вопрос уже не столько менеджмента, сколько психологии. Сложно постоянно поддерживать в себе максимальный интерес к тому, чем ты занимаешься в данный момент. Анализ событий прошлого, прогнозирование будущего играют свою роль в жизни и бизнесе, но нельзя уделять им слишком много сил и времени. Я стараюсь никогда не забывать о том, что главный день — это сегодня, главное дело — то, которым ты занят сейчас, а главный человек — тот, кто сейчас перед тобой. Того же я требую от своих сотрудников. Кстати, поэтому у нас почти не бывает скучных совещаний. Мы редко говорим о прошлом и будущем без привязки к настоящему. Главной темой всегда становятся актуальные возможности, потребности и результаты, которые могут быть достигнуты сегодня. И это действительно интересно.

Управляйте настроением
Не менее важно управлять своим настроением. Ведь когда ты сам скучный, все вокруг уже не кажется интересным. Возьмем, к примеру, проблему утра понедельника. У всех такое было: погода плохая, ты не выспался, совещание или встреча не дает ощущения движения, близости результата, ты сидишь в комнате с хмурыми, не до конца проснувшимися людьми и понимаешь, что можешь выбрать один из двух вариантов: согласиться с предлагаемыми обстоятельствами и провести ближайший час или даже день в этом контрпродуктивном настроении или немедленно встряхнуться, пошутить, посмеяться, предложить себе и другим новую точку зрения.