О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Российская система образования переживает период реформирования. Этот процесс, проходящий под лозунгом повышения качества образования, затрагивает интересы всех слоев общества. Результаты реформирования школьного образования уже ощутили не только преподаватели учреждений начального и среднего профессионального образования, но и высших учебных заведений.

Увы, стала печальной реальностью неспособность студентов вести конспект лекции «со слуха», т.е. навыки анализа информации и умение выделять главное для последующей записи не сформированы.

Попробуем проанализировать эту проблему. Сегодня, очень много говорят о том, что современные дети практически «нечитающие».

«Нечитающие дети», как правило, сориентированы на получение информации из других источников, чаще всего это телевизор и компьютер. У них практически нет потребности в обмене мнениями, в диалоге, они испытывают трудности в ситуациях, где требуется умение анализировать и делать логические выводы. Такой способ восприятия информации часто называют «клиповым мышлением».

Корни этой проблемы лежат даже не в начальном образовании, а в периоде «домашнего воспитания». Психологи считают, что к пяти годам формируется характер человека, его система ценностей.

Ребенок познает мир, ищет свое место в нем через систему разрешений и запретов, «можно-нельзя». В этот период развития особенно важна фигура - «транслятор» этих норм. Именно через личное общение, через беседы, чтение сказок, обсуждение картинок в книге передается информация, называемая современными культурологами «неявным знанием», в котором, по сути, и заложены культурные традиции данного общества. Если разрушить эту систему и в качестве транслятора использовать телевизор или видеомагнитофон, нарушится и система передачи «неявного знания», а у ребенка не сформируется потребность в общении, потребность анализировать и высказывать свое мнение.

Казалось бы, мелочь - читать детям сказки. Но современным малышам сказки практически не читают. Родителям некогда, воспитателям в саду - не до того, а институт нянь у нас еще не сформировался.

Последствия гораздо более серьезные.

Прерывается традиционная передача культурных ценностей и информации через устное общение.

Изменяется характер восприятия информации у детей. Из «слушающих» они превращаются в «смотрящих», но при этом не всегда видящих.

Соответственно меняется роль и место этих детей в образовательном процессе. «Смотрящие» дети пассивны, они ждут готовый набор норм и правил, при этом не пытаясь осмыслить полученную информацию, а уж тем более не пытаясь подвергнуть ее сомнению. Как правило, они не умеют самостоятельно добывать знания из различных источников, не могут использовать знания из других областей при решении какой-либо проблемы. Информация у них как бы разложена по отдельным, не связанным между собой ячейкам.

Пассивное обучение ведет и к вытеснению эмоционального фактора, играющего большую роль в формировании личности. Сопереживание литературным героям для «нечитающих» детей недоступно, потребности обсудить прочитанное у них тем более нет. Эта тенденция усиливается еще и в силу того, что исчезает «феномен массового сопереживания», который мы могли наблюдать в театрах и кинозалах.

Эмоциональные переживания подростков сместились в сферу футбольного и рок-фанатизма. Часть детей уходит в интернет, практически выпадая из повседневной жизни.

Итак, сделаем вывод: поколение «смотрящих» детей - это реальность сегодняшнего дня, на которую реформа образования должна отреагировать.

Однако же складывается впечатление, что реформа образования не имеет четко ориентированной цели, отражающей изменившуюся реальность.

Основополагающим лозунгом образовательной реформы провозглашена гуманизация образования. Гуманитарные дисциплины, не только позволяющие сформировать и закрепить навыки аналитического мышления, но и формирующие мировоззрение и призванные обеспечить гуманизацию образования, в вузах планомерно сокращаются. Акцент переносится на самостоятельную работу студента, подразумевающую изучение и осмысление источников, а вот этого наши «смотрящие» дети и не умеют.

Важную роль в системе образования играет начальная школа, на которую, и ложиться трудная миссия адаптировать «смотрящих» детей к требованиям образовательного процесса.

Безусловно, положительный момент - возврат к 4-х летнему начальному образованию, позволяющий детям дольше находится в комфортных условиях «своего» класса под руководством «своей» учительницы. Стрессовая ситуация перехода к разным преподавателям откладывается на год.

Но хотелось бы поговорить и о других изменениях в начальной школе.

Выше уже отмечались трудности «смотрящих» детей в логическом мышлении. В 60-е годы, например, много внимания уделялось арифметике, устному счету, решению задач по вопросам, которые как раз его и развивали. К сожалению, эта практика в наши дни практически исчезла, а арифметику вытесняет алгебра.

Однако, по мнению некоторых детских психологов, алгебра большинству детей в этом возрасте еще не доступна, так как не «включен» участок мозга, отвечающий за абстрактное мышление (считается, что он начинает функционировать с 12 - 13 лет). Часть детей, которым в силу физических и психических особенностей организма требуется больше времени, чтобы пропить свои способности, оказываются не в состоянии успеть за одноклассниками и в результате выпадает из образовательного процесса.

Сформулировать одну из задач начальной школы можно следующим образом - привить «смотрящим» детям навыки чтения и обсуждения литературных произведений. Однако все благие намерения перечеркиваются так называемым чтением на скорость.

Было бы полезно нам, взрослым, почаще ставить такие эксперименты на себе. Много ли мы усвоим из прочитанного на скорость? А детей еще и оценивают именно по этому качеству - медленно читаешь, значит, читаешь плохо. А в результате охота к чтению отбивается и у тех, кто мог бы стать «читающим» ребенком. Отсюда и трудности преподавателей литературы средней школы - дети не хотят читать, а, следовательно, не могут и писать сочинения. Их вполне устраивают конспективные изложения программных произведений, которые в изобилии появились на книжном рынке.

Хотелось бы сказать несколько слов и подборе программных произведений. Мне кажется, что до некоторых произведений, традиционно включаемых в школьную программу, наши дети просто-напросто не доросли. К восприятию литературных шедевров школьников надо готовить постепенно. Ведь у каждого классика есть рассказы и повести, адресованные разным периодам детства и юности, которые дети воспринимали бы более адекватно, чем те, которые по воле составителей программ, они должны изучать в школе.

Ситуацию со «смотрящими» детьми можно постараться исправить, постоянно вовлекая их в диалоги, провоцируя их на высказывание собственного мнения. Однако надо признать, что наша образовательная система монологична. На обсуждение каких-либо вопросов с учащимися времени в учебных планах практически не отводится. Преподаватели, по сути, должны лавировать между жестко регламентированной учебной программой и попытками научить «смотрящих» детей предмету с помощью методов и приемов, рассчитанных на детей «слышащих». Одним из возможных вариантов решения этой проблемы могло бы быть уменьшение наполняемости классов. Очевидно, что 15 учащихся намного легче вовлечь в работу, в диалог, проконтролировать результаты. Возможность устно ответить, высказать свое мнение возрастает у каждого ребенка. Проблема уменьшения наполняемости классов актуальна и в связи с изменением демографической ситуации. Одним из основных аргументов перехода на 12-летнее образование является вывод, что снижение рождаемости приведет через несколько лет к безработице учителей, а 12-летка как раз и обеспечит учителей работой. Уменьшение же наполняемости классов решило бы эту проблему без увеличения срока обучения детей, кстати, весьма слабо обоснованного.

Подведем итоги. В школы приходят дети, ориентированные в основном на пассивное обучение. На этот феномен образовательная реформа не реагирует, а, наоборот, усугубляет эту тенденцию. Хотя очевидно, что «смотрящие» дети, став «смотрящими» взрослыми, являются идеальной средой для своеобразного интеллектуального «зомбирования» общества, манипулирования общественным сознанием.

Я не буду останавливаться на роли преподавателя в образовательном процессе. Это предмет отдельного разговора. Но хотелось бы отметить, что воспитать действительно свободное поколение, готовое жить в действительно демократическом обществе, могут только действительно уважающие себя люди, не испытывающие постоянного унижения от того, как низко оценивается их труд руководством страны.

Не район (читай - страну) надо менять, как считает владелец поцарапанного пацаном мерседеса из крутившейся несколько лет назад телевизионной рекламы, а менять систему образования и воспитания, чтобы не было у нас «плохих районов».

Список использованных источников

1. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.

Солнцева Ольга Николаевна, к.и.н., бизнес-консультант консалтинговой компании ""Ардис"