О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Будущим можно управлять. Надо привлечь экспертов, знатоков, стейкхолдеров и провести форсайт. Сделать это не так легко, потому что российскийский рынок предоставить может только "знатоков" - трансляторов западных наработок.  Интернет-предприниматель Владимир Тарханов, один из ключевых участников и организаторов форсайта "Интернет-торговля 2030", рассказал об особенностях форсайта "по-русски".

Бывают «живые эксперты», они создают знания. А бывают «знатоки», они пользуются чужими мыслями, время от времени выдавая их за свои. Разделение вполне естественное. Беда в том, что российская экспертная поляна оккупирована исключительно «знатоками». Интернет-предприниматель Владимир Тарханов убедился в этом, когда стал одним из шести ключевых участников и организаторов форсайта «Интернет-торговля 2030».

― Мы хронически считаем себя умными, хотя весь Рунет на 99% состоит из клонов западных проектов, ― говорит Тарханов. ― Мы, безусловно, можем выступать экспертами по клонированию бизнесов, но мы не можем быть экспертами по будущему. Если вам нужны эксперты по клонированию, ищите в России, если по будущему ― обращайтесь за рубеж.

Два главных смысла форсайта
До недавнего Тарханов был заместителем директора венчурного фонда Softline Venture Partners, занимался аналитикой. Сейчас владеет и управляет несколькими интернет-проектами в электронной коммерции. Почему решил участвовать в форсайте?

Тарханов говорит о двух главных смыслах форсайта. Первый ― активный подход к будущему. Это тот случай, когда группа единомышленников объединяет силы ради воплощения в жизнь определенного сценария будущего.

― В свое время корпорация Boeing задалась целью снизить вес самолета на треть, чтобы повысить свою конкурентоспособность, ― приводит пример Тарханов. ― Требовались новые материалы, конструкция двигателя, топливо, инфраструктура аэропортов, инженеры. Boeing, при всей своей финансовой мощи, не могла изменить положение дел в одиночку. Тогда было решено провести форсайт и смоделировать будущее, в котором смежные области ― материаловедение, моторостроение, самолетостроение, аэропортостроение, образование и прочие индустрии ― снижают вес самолета на треть общими услилиями. Новые самолеты в ангаре сразу не появились, зато в Boeing поняли, как за счет новой конструкции снизить вес самолета на 20%.

Владимир Тарханов не прячет итоги форсайта, а призывает обсуждать их публично. Не следует путать форсайт с футурологией, предостерегает Тарханов. В 1970-1980-е годы журналист и футуролог Элвин Тоффлер уловил дискурс и рассказал о будущем постиндустриального общества. Многое из написанного в его книгах сбывается, но это личный взгляд конкретного человека. А форсайт строится на множестве экспертных мнений и на работе с этими мнениями.
Второй смысл форсайта ― быть готовым к различным сценариям будущего. Одновариантного нынешнего состояния или будущего не существует. Всегда есть набор сценариев, и вы можете быть частью сразу нескольких, говорит Тарханов. Зафиксировано только прошлое.

После форсайта у вас на руках оказывается несколько сценариев будущего, они могут быть более вероятными или менее вероятными. Но когда вы знакомы со всеми сценариями, вы знаете, как действовать в час икс.
В 1970-е годы на Ближнем Востоке разгорался очередной конфликт, приводит пример Тарханов. Было ясно, что в нефтеносном регионе вот-вот грянут важные события, но никто толком не понимал, как на это реагировать. В Shell решили не пускать дело на самотек. Провели форсайт, разработали несколько сценариев будущего и за счет новой стратегии минимизировали убытки.

Пять шагов к будущему
Технология проведения форсайта в упрощенном виде разбита на пять этапов. Для начала надо правильно и глубоко осмыслить интересующие вас проблемные зоны, а затем столь же правильно вовлечь людей в решение этих проблем, говорит Тарханов. Что дальше?

  1. С помощью экспертов первого уровня («знатоков») выясняете текущее положение дел и перечень «живых» экспертов.
    «Знатоки» черпают знания из статей, конференций, форумов, выставок. Это не их знания, говорит Тарханов, напрямую форсайту они не помогут, зато лучше вас разбираются в текущих делах, поэтому подскажут структуру дискурса, тренды, интересы стейкхолдеров. Правда, расскажут они ровно то, что все и без того знают. Просто вы об этом еще не слышали.
    И главное ― «знатоки» укажут на «живых» экспертов. Но готовьтесь к тому, что российские «знатоки» настоящих западных экспертов зачастую не знают, потому что для заработка в России такие знания не нужны. Еще одна особенность российских «знатоков» ― алчность. «Знатоки» редко получают заказы (они ведь не эксперты), поэтому при виде организаторов форсайта в их голове возникает мысль: «Отлично! Сейчас мы перепишем что-нибудь из интернета, расскажем парням, как все утроено, и бабок с них снимем».
  2. С помощью заложенных в форсайте технологий самостоятельно прогнозируете, где могут возникнуть развилки сценариев, в каких точках тренды могут пропасть либо качественно измениться.
  3. Интервьюируете «живых» экспертов, получаете более-менее структурированное представление о будущем. Во время этих же интервью составляете перечень стейкхолдеров (групп влияния).
    «Живой эксперт» отличается от «знатока» тем, что обладает собственным практическим живым текущим опытом в интересующей вас сфере, говорит Тарханов. Например, «знаток» рассказывает, в каком направлении будет развиваться электронная коммерция, а «живой» эксперт ― какие тренды в будущем пропадут, в каком месте тренда произойдет слом, что разрушит тренд, и куда в таком случае пойдет капитал. Таких людей мало, но именно на них и надо выходить.
    На Западе пути поиска эксперта проще и понятнее, чем в России. Зарубежные профессиональные ассоциации и организаторы мероприятий собирают вокруг себя экспертные сети, составляют базы данных: прошлые и нынешние работы эксперта, место работы и проживания, о чем сейчас пишет или о чем рассказывает на мероприятиях. Часть данных можно получить бесплатно, остальное ― купить за небольшие деньги у посредников. Но сами эксперты, если они действительно эксперты и живут своим делом, по словам Тарханова, делятся знаниями бесплатно. Час своего времени они вам точно посвятят, если ваша тема их заинтересует.
    ― К 2015-2017 годам Google и Microsat Systems Canada планируют запустить всемирный Wi-Fi O3b Networks, ― продолжает Тарханов. ― Если у них все получится, то они станут основными поставщиками наземной связи. Что буду делать сотовые операторы, если уже сейчас практически все устройства физически готовы к голосовому общению по Wi-Fi? SMS и прочие вещи, которые сейчас удерживают структуры сотовой связи, станут не нужны. Сотовые операторы вам об этом не расскажут, они даже думать об этом не хотят. Вам нужны люди, которые живут этим вопросом, которые скажут: «Это, конечно, красивые сказки, но если вот эти и эти технические вопросы не будут решены, то ничего не произойдет». Надо копать глубже, еще потоптаться на поляне экспертов. И когда осознаете, что обсуждаете одни и те же темы с одними и теми же людьми, это сигнал к тому, что пора двигаться дальше.
  4. Обсуждаете сценарии будущего со стейкхолдерами.
    В отличие от экспертов стейкхолдеры обладают способностью что-либо менять или не позволять что-либо менять. Некоторые люди могут быть и экспертами, и стейкхолдерами. Билл Гейтс, например. Имея на руках сценарии будущего, вы можете обсудить со стейкхолдерами, как они действуют, когда случаются те или иные события.
    ― По расчетам РСПП, к 2030 году российская промышленность будет испытывать нехватку в 20 млн человек, ―  говорит Тарханов. ― Эти люди приедут сюда в любом случае. Либо государство коротким декретом разрешит всем приезжать, либо олигархи договорятся и завезут. Иначе заводы встанут. За 20 млн приедут еще 40 млн их семей, друзей. С учетом 20 млн мигрантов, которые уже в России, получаем к 2030 году ситуацию, когда 50% населения России никак не встроено в российскую культуру. Можно рассказать государству этот сценарий и спросить чиновников: «Что вы будете делать?». Но не все так просто. Если просто придете и скажете: «Мы тут, пять человек умных, собрались, придумали вот такой сценарий, давайте обсудим», с вами ничего обсуждать не будут. Чтобы стейкхолдеры стали с вами разговаривать, вам нужны «живые» эксперты, в том числе с именем или просто представляющие влиятельные организации. Чиновники, конечно, могут общаться с вами по указу из Администрации. Но такая обратная связь не будет полезной. Важно, чтобы стейкхолдеры понимали, что вы обсуждаете с ними что-то реальное.
  5. Превращаете интервью с экспертами второго уровня и стейкхолдерами в «дорожную карту». Начинаете «ходить» по карте.
    Для кого организаторы форсайта готовят «дорожную карту»? В первую очередь для самих себя. Тарханов признается, что ему смешно видеть, как люди создают «дорожную карту» и на этом останавливаются, ожидая, что все вокруг спохватятся и побегут в указанном направлении.
    ― В России думают: если ты заказал форсайт, то положишь итог исследования себе в карман и будешь круче всех, ― замечает Тарханов. ― Это не так. Форсайт не является секретным маркетинговым исследованием. «Дорожную карту» надо публиковать, необходимо подключать к обсуждению других людей. Если организатор и получает преимущество, то в том плане, что будет двигаться по карте, а все остальные ― лишь реагировать на его действия. А если не собираетесь двигаться, то лучше вообще за форсайт не браться.