О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



В России нет "зеленого" строительства, есть только "зеленый" маркетинг, считает генеральный директор финского проектного бюро RUMPU Евгений Богданов. Россияне пока не считают нужным платить за энергоэффективность. Ровные стены и пол - пока главные требования.

- В ближайшие 20, или при оптимистичном сценарии - 10 лет развития «зеленых» технологий в России ждать не приходится, - рассказал Евгений Богданов в ходе круглого стола «Зеленое строительство: миф или реальность?».

Объективных причин тому несколько. Первая и самая значительная – это неготовность рынка принять подобные улучшения. Девелоперы подчас находятся в растерянности от разногласий высотного регламента, от нечетких границ исторического центра города. Практически полностью отсутствует необходимая законодательная база.

- Первый закон в сфере энергоэффективного строительства был принят в 2009 году. Законодательной базы в сфере применения «зеленых» технологий нет в принципе, - считает советник компании Mannheimer Swartling Майа Петрова. По ее мнению, сегодня перед строительным сообществом стоят более насущные проблемы.

Пока же «зеленое» строительство» – вопрос будущеего. Для его развития должны появиться налоговые субсидии, программы поддержки застройщиков. –До тех пор, пока не будет либо жестких требований, либо государственной поддержки, развития ждать не придется.

Открыт новому, но платить не готов

Помимо препон, с которыми сталкиваются девелоперы в вопросах применения энергоэффективных и «зеленых» технологий, существует еще один немаловажный момент.

- Клиенты пока еще не рассматривают энергоэффективность как фактор, за который они готовы платить. Пока требования редко идут дальше, чем ровные стены и пол, - констатирует директор по продажам и маркетингу ЗАО «Лемминкяйнен Рус» Ольга Семенова Тян-Шанская. - И убеждать покупателей, что энергоэффективные технологии это экономно и выгодно, пока бессмысленно.

- Потребитель не подготовлен, но он интересуется, задает вопросы и хочет услышать на них правильные ответы, - поддерживает  директор по развитию компании «NCC Недвижимость» Александр Свинолобов. - Надо убеждать покупателя примерами, а именно - готовыми объектами. Компания NCC реализовывает проект жилого комплекса «Шведская крона», заявленный как объект класса green.

Потребитель открыт к «умным» технологиям, - не согласен директор по строительству Mirland Development Corporation Лев Марголин. - В проекте «Триумф Парк», использованы современные конструкции фасадов с пониженной теплопроводностью, энергосберегающие лампы и светильники, системы эффективного использования электроэнергии, индивидуальные узлы учета тепловой и электроэнергии, а так же горячей и холодной воды, система контроля и предотвращения утечек воды. Эти вложения окупаются.

Green или не green?

Однако, элементарные технологии – это все же не green development. Этот термин подменяется понятием «энергоэффективные технологии».

- Понятие green development не соответствует действительности, - считает Евгений Богданов. - В очередной раз убеждаюсь в том, что в России существует только «зеленый» маркетинг, но нет «зеленого» строительства. Западные архитекторы пытаются передать российским компаниям свой опыт, но эти технологии – не «зеленые»! Они нормальные! Механическая вентиляция помещений – это нормально. Самостоятельно регулировать температуру в своем доме – это нормально! Девелоперу важен, скорее, бренд – энергоэффективное строительство. Счетчики воды и тепла – это не «зеленые» технологии. Это норма. Так должны строить все без исключения. Я вижу поступательное движение в этом направлении, все наши заказчики используют эти технологии.

Зеленый - только для себя

Директор проектного бюро также отметил разрыв между застройщиком и эксплуатирующей компанией.

- Девелопер задумывается о применении энергоэффективных технологий лишь в том случае, когда планирует самостоятельно эксплуатировать свой объект. То есть, самостоятельно оплачивать все расходы за электричество, водоснабжение, отопление. В противном случае  инвестор строит более экономный объект без применения новых разработок. Однако, по мнению специалиста, в современном строительстве уже закладывается дельта сокращения роста потребления и рост тарифов.

- Мы не можем создавать электричество и горячую воду за счет натуральной энергии на крыше своего дома, мы не используем энергию солнца или ветра, не очищаем в доме отработанную воду, - уточняет Евгений Богданов. - До тех пор пока каждый из нас не начнет хотя бы выключать воду, когда чистит зубы, рано говорить о разумном отношении к ресурсам. Экология – это удел государства. Именно государство должно планировать, как будут жить его граждане через 30-50 лет. Бизнесмены об этом думать не должны и не будут.

Первые шаги в начале долгого пути к «зеленому» строительству государство уже сделало. «Национальное бюро экологических стандартов и рейтингов России и СНГ» (НБЭСР) выиграло конкурс на государственный контракт по разработке терминологии и структуры будущих ГОСТов в сфере «зеленого» строительства.