О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Общий объем государственных расходов на здравоохранение в 2011 г. составил 1933 млрд RUB, что на 13,1% ниже, чем в предыдущем году. Значительно увеличились расходы на амбулаторную (88%) и санаторно-оздоровительную помощь населению (81%).

В конце 2010 — 2011 гг. был принят ряд важнейших законопроектов, направленных на преобразование системы здравоохранения в РФ, в т.ч.

  • закон «Об обращении лекарственных средств» (вступил в силу в сентябре 2010 г.), целями которого названы повышение доступности и качества ЛС и стимулирование отечественного фармпроизводства;
  • закон «Об обязательном медицинском страховании» (вступил в силу с начала 2011 г.), предоставляющий право выбора и замены страховой медицинской организации и возможность получения медицинских услуг независимо от места жительства. В течение 2011—2012 гг. страховые взносы в фонд ОМС должны увеличиться на 2%, что обеспечит 460 млрд RUB дополнительных средств для направления в программу модернизации здравоохранения, нацеленную на повышение качества и доступности медицинской помощи;
  • закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вводящий ряд дефиниций, которые раньше не были законодательно установлены (в т.ч. понятия паллиативной помощи, платных медицинских услуг, орфанных заболеваний), а также устанавливающий ряд нововведений, касающихся прав и обязанностей медицинских организаций, медицинских работников и пациентов. Применительно к фармрынку, он ограничивает сферу деятельности медпредставителей.

В конце апреля 2011 г. была принята Московская декларация по борьбе с неинфекционными заболеваниями, в которой признается важность проблемы неинфекционных заболеваний (основные: ССЗ, сахарный диабет, онкологические и хронические респираторные заболевания) и необходимость улучшения качества лечения указанных патологий, а особенно их профилактики. В связи с этим в 2012 г., очевидно, будут приняты некоторые законопроекты, ограничивающие употребление алкоголя и табакокурения. Прочие мероприятия осуществляются преимущественно в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье».

Реализация Приоритетного национального проекта и демографических программ по итогам 2011 г. принесла результаты; в частности:

  • смертность снизилась на 5,2% по сравнению с 2010 г., в т.ч. смертность от ССЗ снизилась на 6,2%, от туберкулеза — 7,4%, от ДТП — 5,6%, от онкологических заболеваний — 1%;
  • прирост численности населения РФ впервые за много лет стал положительным (0,12%), а численность населения превысила 143 млн чел.;
  • продолжительность жизни превысила 70 лет (мужчины — 64,3, женщины — 76,1).

Среди грядущих изменений в законодательной базе следует отметить следующие: поправки к закону «Об основах охраны здоровья граждан», направленные на повышение доступности ЛС пациентам с орфанными заболеваниями (возможно, будет расширен перечень высокозатратных нозологий); закон о биомедицинских клеточных технологиях; поправки к закону «Об обращении лекарственных средств», учитывающие мировую практику регулирования обращения биотехнологических препаратов и биосимиляров. В рамках государственного задания на 2012 г. будут проводиться разработки тест-систем ранней диагностики заболеваний, эпидемиологических моделей, иммунобиологических препаратов, клеточных и ткане-инженерных продуктов, технологий персонализированной медицины. В 2012 г. будет также принята программа развития здравоохранения до 2020 г. (стартует в 2013 г.), объединяющая различные аспекты здравоохранения, включая те, которые в настоящее время входят в приоритетный национальный проект и федеральные целевые программы. Программа будет включать подпрограмму инновационного развития.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, объем расходов на здравоохранение на протяжении следующих 9-и лет будет увеличиваться и к 2020 г. достигнет 5,5% ВВП (табл. 4).

Фармацевтический рынок

Коммерческий розничный сектор
В 2011 г. в числе основных тенденций, характеризующих рынок, следует отметить:

  • начавшийся рост цен на ЛС. Индекс Ласпейреса в среднем по рынку составил 101,3% (прирост цены на 1,3%); при этом цены на ЖНВЛП снизились на 4%, на не ЖНВЛП выросли на 2,9%;
  • снижение продаж ЛС низкого ценового сегмента (менее 75 RUB/упак.) и увеличение продаж дорогих ЛС (выше 600 RUB/упак.).

Восстановление рынка в течение 2011 г. было обусловлено как государственными мерами, направленными на обеспечение доступности социально значимых товаров (сдерживание цен), так и сравнительно стабильной макроэкономической ситуацией, что повысило уровень потребительского доверия в сравнении с показателями предыдущего года.

Базисный (реалистический) сценарий. В случае сохранения макроэкономических показателей на текущем уровне (рост ВВП — 3,5-4%, рост реальных доходов — 4,0-5,8%), сохранятся и тенденции рынка, сложившиеся в 2011 г.: продолжится снижение спроса на дешевые препараты (в результате прирост объема рынка в натуральном выражении будет невысоким — 2,0-3,2%), увеличение спроса на дорогие ЛС и инфляционный рост цен (в результате прирост объема рынка в стоимостном выражении составит 11-13%) (рис. 2).

Оптимистический сценарий. Факторами роста при оптимистическом сценарии являются позитивные тенденции в макроэкономике (положительно влияющие на уровень потребительского спроса). Увеличение спроса на дорогие ЛС (преимущественно рецептурные) и рост цен на ОТС-продукцию, не входящую в перечень ЖНВЛП (т.е. отсутствие регулирования роста наценок) будут способствовать росту объема рынка на 15-17% (рис. 2).

Пессимистический сценарий. При пессимистическом сценарии развития рынок стагнирует; спрос на дешевые препараты сохранится; увеличение спроса на дорогостоящие ЛС будет незначительным. Ожидаемый прирост при реализации пессимистического сценария — 8-10%.

Сектор льготного лекарственного обеспечения

Основными тенденциями на рынке льготного лекарственного обеспечения в 2011 г. стали:

  • увеличение темпов роста рынка ОНЛС в натуральном выражении в результате мер, направленных на удержание льготников в программе;
  • снижение цен на препараты: в сегменте ОНЛС в 2011 г. цены снизились на 11%, в сегменте ВЗН — на 15% по сравнению с предыдущим годом;
  • импортозамещение: в программе ОНЛС доля препаратов локального производства увеличилась на 2,5%, в программе ВЗН — на 0,6%.
  • увеличение количества участников подпрограммы ВЗН/«7 нозологий».

В 2012 г. по базисному сценарию (с сохранением вышеперечисленных тенденций) ожидаемый прирост сегмента ОНЛС составит 9-11% в стоимостном выражении. Оптимистический сценарий развития предполагает увеличение льготного отпуска препаратов для лечения ряда социально значимых заболеваний (злокачественных новообразований, сахарного диабета, ССЗ, астмы), в результате чего общий прирост сегмента ОНЛС в 2012 г. составит 15-18%. Пессимистический сценарий предполагает интенсивный выход льготников из программы; прирост объемов отпуска ЛС в этом случае составит 3-6%.

В 2012 г., вероятно, количество льготников, участвующих в программе ВЗН, увеличится в связи с улучшением диагностики и увеличении выживаемости людей, получающих терапию высокотехнологичными ЛС. Доля более дешевых локальных препаратов в объеме закупок ЛС по ВЗН будет расти, что будет препятствовать увеличению средней цены в этой подгруппе. Ожидаемый прирост отпуска ЛС по программе ВЗН по базисному прогнозу составит 12-14%. В случае интенсивного импортозамещения и ограниченного роста количества участников программы, прирост данного сегмента составит всего 6-8%. В случае увеличения государственных расходов на обеспечение ЛС пациентов с редкими заболеваниями прирост сегмента ВЗН в 2012 г. может достигнуть 19-21%.

Сектор госпитальных закупок

В госпитальном секторе в 2011 г. было отмечено увеличение закупок препаратов для лечения онкологических заболеваний, ССЗ, препаратов, влияющих на свертываемость крови, противомикробных препаратов, т.е. групп ЛС, предназначенных для лечения социально значимых заболеваний, на борьбу с которыми в настоящее время выделяются значительные средства в рамках ряда федеральных и региональных программ.

К 2012 г. объем госпитального сегмента достигнет 4,8-5,2 млрд RUB, в зависимости от интенсивности реализации государственных программ.

В целом объем российского фармацевтического рынка в 2012 г. достигнет примерно 25,5 млрд USD.