О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Грамотно спланированные расходы и доходы – неотъемлемый пункт успешного бизнеса. Осторожные перспективы или наполеоновские планы – выбирайте метод, который вам ближе и начинайте воплощать в жизнь.

В вашем плане продаж должны стоять конкретные цифры: ожидаемая прибыль и расходы, которые потребуются на поддержание и развитие бизнеса. Есть три основных способа создания плана.

Способ первый: сколько было + плюс тридцать

Этот способ относительно прост. Подсчитайте прибыль, к примеру, за последний квартал и поставьте в план ту же цифру. Можете добавить к ней процентов 30, но помните, что ожидания оправдаются только при очень стабильной ситуации. В случае кризиса или форс-мажорной ситуации такие расчеты окажутся бесполезны. Начинающим бизнесменам также не стоит практиковать этот способ планирования: сложно говорить о перспективах, когда общая тенденция развития пока не ясна.

Способ второй: минимум + форс-мажор

Второй способ тоже незамысловат. Вы подсчитываете, сколько денег надо, чтобы оставаться на плаву (минимальные расходы), и ставите эту цифру в план. Заложите также затраты на непредвиденные расходы, которые случаются всегда, особенно в те моменты, когда их совсем не ждешь. Заработаете больше – молодцы. А вот если не дотянете до плана – крах, беда, разорение.

Способ третий: авантюрный

Какое у вас любимое число? Если не очень большое – добавьте к нему нулей – по вкусу. Можете также воспользоваться советами нумерологии относительно счастливых чисел. Вот это число и ставьте в план. Недостаток метода в том, что если вы очень амбициозны, планы могут провалиться. Вспомните печальный опыт Китая с его политикой большого скачка, когда после войны партия поставила задачу за три года достичь уровня развитых стран. К концу срока страна оказалась в еще большем кризисе, чем до реформ. Темпы, которые были заданы, просто разрушили и без того слабую экономику. Итого: если боитесь разочарования в конце отчетного периода, не используйте этот метод. Если же вас мотивируют амбициозные цели – берите на вооружение.

В планировании важно адекватно оценивать свои возможности. Как определить, все ли вы сделали правильно?
Проверяйте:

  • По итогам работы цифры доходов и плана отличаются на незначительную величину - неважно, в какую сторону? Если да, значит, все сделано верно. Доходы сильно отстают от плана? Есть смысл задуматься о целесообразности ведения бизнеса. И самое интересное: доходы сильно превысили план. Форс-мажор в виде удачной сделки или вы неосознанно занизили ожидания?
  • На какой период составлен ваш план? Не берите большие сроки – одного года вполне хватит. На больший срок планировать нецелесообразно и слишком сложно. Период планирования может быть и меньше, например, квартал или месяц – главное не увлечься и не сделать понедельный план. Это излишне.

Допустим, вы решили составить план на год. Что делать дальше? Есть два главных подхода.

Первый: «снизу вверх»
Планируя прибыль, исходите из имеющихся в наличии ресурсов. Учитывайте текущий капитал, количество сотрудников, ассортимент и т.д.

Второй: «сверху вниз»
Определите объем желаемой прибыли и исходя из этой цифры распланируйте, что надо сделать, рассчитайте, какие ресурсы надо привлечь, как расширить ассортимент или спектр услуг, сколько потребуется персонала и т.д.

Будущее вашего бизнеса зависит от того, насколько грамотно вы составите план. Будьте осторожны, но не стоит и отказываться от амбиций. Начните со стабилизации оборота и в дальнейшем ставьте задачи по его увеличению.