О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Оплата пластиковой картой очень удобна для клиентов: достаточно ввести реквизиты на сайте - и все, услуга оплачена. А для магазина такая возможность оборачивается бумажными хлопотами, тратами и рисками. Но чего не сделаешь ради потенциальной прибыли. Большинство магазинов пользуются платежными системы, которые у всех на слуху. Как выбрать действительно надежного посредника?

Для чего нужен интернет-эквайринг?

Эквайринг – это возможность принимать к оплате за товары и услуги пластиковые карты ведущих международных платежных систем. Интернет-эквайринг – это оплата пластиковыми картами через Интернет с помощью посредников. Такими посредниками выступают процессинговые центры, платежные системы, а иногда и сами банки.

Игроки на рынке: кто во что горазд

Крупнейшие процессинговые центры – это Chronopay и Assist, которые сделали безопасность платежей своим главным козырем. Сотрудничая с банками-эквайерами по всему миру, они получили второе преимущество – универсальность. Помимо карт основных платежных систем, в их активе есть все основные системы электронных денег, как российских, так и международных. Кроме того, заботиться о том, как технически происходит оплата, магазину точно не придется. Из минусов – тщательная проверка клиентов (то есть интернет-магазинов), сложное программное обеспечение, ограниченный выбор банков, в котором может быть открыт расчетный счет для приема платежей по картам.

За ними идут платежные системы – Payonline, Onpay, Rapida, Payu. Их условия менее жесткие, к тому же они делают ставку на дополнительные средства оплаты (электронные деньги, денежные переводы, "Почта России") и удобство платежного шлюза. Платежный шлюз – это с точки зрения пользователя, "картинка" самой платежной системы. Тут важно все: насколько понятны переходы от действия к действию, нужно ли регистрироваться для совершения действия и даже цвет этой "картинки". А для программиста интернет-магазина – легкость, с которой платежный инструмент попадет на сайт.

Банки – тоже активные участники интернет-процессов. Стоимость их услуг выше, так как они отвечают, в конечном счете, за финансовые обязательства продавца. Желательно, чтобы у банка имелся собственный процессинговый центр: тогда вопросы, связанные с оплатой, будут решаться быстрее, а комиссия станет меньше. Необходимо сказать, что везде комиссия платится с каждой операции, включая вывод средств магазином. Это стоит соотносить с оборотом компании и учитывать при выборе посредника. Зачастую бывают ограничения по сумме транзакции и сумме транзакций за день. Все ограничения должны быть прописаны в договоре эквайринга. Банки также проверяют торговую точку, прежде чем заключить договор.

Для подстраховки лучше подключить двух интернет-эквайеров. Они могут работать как параллельно, так и по очереди.

Заключаем договор интернет-эквайринга

До подписания договора следует задать вашему платежному посреднику следующие вопросы: обязательно ли открывать счет в "дружественном" банке, есть ли страховой депозит (вам придется в этом случае держать несгораемую сумму на счете), как долго перечисляют деньги на ваш расчетный счет, возможен ли возврат денег клиенту, какую платежную модель предлагают.

А решив технические проблемы, нужно обратиться к вечной проблеме – налогам.

Когда отражать выручку от оплаты по карте?

Оплатить – это еще не все, выручка должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете магазина. Если магазин применяет упрощенку, то в книге учета доходов и расходов карточный платеж должен быть отражен в момент поступления денег на расчетный счет. Несмотря на то, что деньги зачисляются на счет продавца позже, чем списываются с карты покупателя, отражать следует датой зачисления на счет, и никак иначе. Это же годится для общей системы налогообложения, при кассовом методе. При методе начисления поступления по банковским картам признаются в момент перехода права собственности на товар, то есть реальной доставки товара клиенту.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Дебет Кредит Комментарий
62 90Выручка от безналичных продаж
90-368Начислен НДС (если продавец является налогоплательщиком НДС)
5162Зачислены на расчетный счет деньги за товары, оплаченные платежными картами
6051Удержана комиссия эквайером
9160Принята к расходам комиссия банка

В случае перевода денежных средств банком не в день осуществления оплаты картами добавляется проводка по 57 счету (счет "Переводы в пути"):

Дебет Кредит Комментарий
5762Переданы в банк документы по оплате картами
5157Зачислены на расчетный счет деньги за товары, оплаченные платежными картами

Нужно ли выбить кассовый чек, отгружая товар покупателю, если тот оплатил картой через Интернет?
Нет, не нужно, иначе у магазина задвоится выручка. С вашей стороны будет достаточно приложить товарный чек, а подтверждение оплаты, аналог кассовому чеку, обязан выдать платежный агент, то есть процессинговый центр, банк или платежная система. И по вопросам технического прохождения платежа лучше клиентов заранее отправлять к ним.
Разрешают ли учесть затраты на обслуживание интернет-платежей в расходах?

Да, все банковские услуги, независимо от их сути, можно учесть при налогообложении прибыли (при условии соблюдения требований пункта 1 статьи 252 НК РФ). Сюда же попадают и платежные системы или платежные агрегаторы. Приятно, что такие расходы не нормируются, то есть магазин может списать комиссию полностью и уменьшить себе налогооблагаемую базу. Однако, будьте внимательны: для ИП, применяющего УСН с налогообложением "доходы", такой поблажки нет. Минфин России в письме от 14.05.2012 № 03-11-11/161 разъясняет, что комиссия банка за предоставление услуг по безналичной оплате не исключается из дохода продавца. Все остальные могут списывать затраты на банковские услуги как обычно.