О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Вы решили провести тренинг для сотрудников самостоятельно, не привлекая стороннюю компанию? Вам придется хорошо подготовиться, чтобы не пришлось платить дважды. Ведь вы ждете отдачи от сотрудников, которые рабочее время потратили на тренинг. Эта информация убережет вас от самых распространенных ошибок при организации тренинга.

1. Напишите цели, которые хотите достичь

  • Какая задача будет решена после проведения тренинга?
  • Почему вы решили, что тренинг поможет решить эту задачу?
  • Какой результат обучения будет наилучшим?

Вы должны быть на 100% уверены, что тренинг необходим. Например, менеджеры уже прошли тренинг по продажам, но не используют полученные знания. Организация повторного тренинга навряд ли приблизит вас к цели. Возможно, у сотрудников слабая материальная заинтересованность. Тогда ваш тренинг будет бессмысленным.

2. Разъясните сотрудникам идею обучения и его цели

Обучение не должно быть оторвано от работы. Каждый участник тренинга должен понимать, чему и зачем его учат, каких результатов ждет руководство от сотрудников, посетивших тренинг. Это повышает мотивацию участников к обучению, вовлекает их в процесс. Разговор с сотрудниками можно построить следующим образом (лучше провести беседу за несколько дней до тренинга):

  • Объясните, какие события в компании побудили провести тренинг.
  • Сообщите тему тренинга и приведите аргументы в пользу такого выбора. Постарайтесь, чтобы сотрудники почувствовали важность обучения.
  • Расскажите, кого вы планируете обучать и почему.
  • Проясните выгоды, которые получат сотрудники от прохождения тренинга: зачем учиться, что это даст, от чего они смогут избавиться, как это поможет им в работе, каких результатов руководство ждет от них.
  • Расскажите подробности: когда, в каком режиме, на каких условиях будет организовано обучение и чего это будет стоить компании.
  • Предупредите, каким образом будут контролироваться результаты, как оценка отразится на вознаграждении участников (оно может быть материальны или нематериальным).
  • Предоставьте слово участником. Выслушайте их мнение, ответьте на возможные вопросы. Постарайтесь понять, прониклись ли они вашей идеей и насколько она им близка.

3. Спланируйте подготовку к тренингу

Объясните сотрудникам, что они тоже должны подготовиться к тренингу. Предварительно участники должны ознакомиться с программой тренинга, прояснить все туманные моменты у тренера или руководителя, проанализировать свою деятельность в свете темы тренинга. Если сотрудники идут на тренинг по тайм-менеджменту, нелишним будет подумать, как у них складываются отношения со временем, почему не хватает времени на важные дела, что мешает успевать все в срок и т.п. Каждый участник должен четко осознавать, зачем он здесь сидит и какую задачу должен решить по окончании тренинга. То есть каждый сотрудник перед обучением должен поставить себе цель: чему я хочу научиться в тренинге, какие способности развить, что отработать? Что будет для меня наилучшим результатом этого обучения?

4. Определите критерии, по которым будете оценивать эффективность обучения

Таким критерием могут выступать навыки сотрудников. Тогда до проведения тренинга организуйте ролевые игры или решение кейсов, чтобы оценить уровень развития нужных вам навыков. После тренинга повторите измерения и сравните результаты. Для отдела продаж критерием могут быть и другие показатели: увеличение продаж, выполнение плана, уменьшение дебиторки и т.д.

5. Выберите тренера

Если не прибегаете к помощи сторонних тренеров, подразумевается, что обучение проведет внутренний тренер или сотрудник службы персонала. Неважно, кто это будет, но он должен быть компетентным в теме, которую будет преподавать. И, конечно, у него должны быть хорошо развиты навыки тренера – он должен не только «быть в теме», но и суметь донести свои знания и умения до других людей.

6. Организуйте контроль и послетренинговую поддержку

Поддержку должен оказывать человек, который присутствовал на тренинге. В первые три недели после обучения участники будут испытывать внутренние конфликты.

Участники строят ожидания относительно тренинга. Например, представляют, как ловко они будут работать с возражениями клиентов или управлять своим временем. Приступив к работе, они применяют на практике полученные знания. Если у них получается, сотрудники испытывают эмоциональный подъем. Но чаще сотрудники знает, что и как надо делать, но все равно работает по-старому. Или по-новому, но у него не получается. Вот здесь и возникает внутренний конфликт между новыми знаниями и старым опытом. Может показаться, что новыми методами результат достигается дольше, сложнее. Велик искус опустить руки и сдаться. Сотрудник разочаровывается в новом методе и в себе и возвращается к старым схемам работы. На этом этапе он нуждается в вашей поддержке. Одобрите применение нового метода, акцентируйте внимание на том, что получается хорошо.

Когда новые инструменты уже используются постоянно, может возникнуть трудность: результат есть не всегда. Ваша задача – дать человеку положительную эмоциональную мотивацию, помочь разобраться в типичных сложных ситуациях, контролировать продвижение сотрудника по плану его развития. Сейчас он нуждается в регулярной обратной связи, чтобы вовремя вносить корректировки в деятельность.

Со временем навыки становятся стабильными и вырабатывается стратегия, приводящая к успешному результату. Сотрудник испытывает радость, потому что его ожидания от посещения тренинга оправдались. На этом этапе можно проводить оценку результатов обучения, корректировать индивидуальные планы развития сотрудников, планировать последующее обучение.