О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Всегда хочется, чтобы встреча прошла идеально гладко, как вы предполагаете. Это вряд ли случится, но переживать по этому поводу не стоит. Из любой сложной ситуации можно найти выход, а некоторые неприятности даже обернуть себе на пользу.

Помехи на линии

Мелких и не очень мелких помех может быть множество: клиент отвлекается на телефонные звонки, в переговорную постоянно заходят люди с вопросами и т.п. Не думайте, что клиент демонстрирует пренебрежение вами и вашим предложением. Ведь то, что предлагаете вы – пока лишь возможность, а есть работающие проекты. Именно им отдается больше времени, внимания и сил. Поэтому не принимайте как личную обиду моменты, когда клиент отвлекается. Вмешательства неизбежны, но у вас есть шанс заработать очки в свою пользу.

  • Не мешайте клиенту. Просмотрите бумаги, которые имеют отношение к проекту или просто то, что понадобится по работе.
  • Если есть возможность и это уместно, предложите клиенту оставить его одного на несколько минут или даже перенести встречу.
  • Пока клиент занят, набросайте основные тезисы того, что вы уже успели обсудить. Продолжение разговора начните с этого резюме. Клиент оценить вашу собранность, предусмотрительность и вежливость.

Если вы заранее оговорили продолжительность встречи и вас прерывают за 5-10 минут до того, как лимит времени будет исчерпан, возможно, это сделано намеренно. Цель – показать вам, что пора завершать беседу. Зная о том, что такое может случиться, можете закладывать на встречу чуть больше времени, чем вам реально надо.

Работа над ошибками

Даже опытные специалисты совершают ошибки. Сели не туда, долго ищете в папке нужный документ… Просто признайте это и двигайтесь дальше. Стефани Палмер в своей книге «Пришел, увидел, убедил. Как успешно продавать свои бизнес-идеи» рассказала о таком случае из своей практики. Однажды в ее офисе сценарист представлял свое творение и пил в это время апельсиновую шипучку. Когда ему предстояло назвать имя убийцы, у него вырвалась звучная отрыжка. «Секунду мы смотрели друг на друга, – вспоминает Стефани. – Потом он сказал: «Похоже, за меня высказался тунец, которого я съел на завтрак». Мы посмеялись, он покраснел, а потом продолжил говорить». Относитесь к ситуации с долей юмора, что случилось – того не изменить, но вы можете сгладить впечатление, правильно отреагировав.

Катастрофа!

Настоящие катастрофы (не в переносном смысле этого слова), к счастью, случаются нечасто. И если при пожаре или наводнении вас, скорее всего, эвакуируют, то несильное землетрясение можно переждать в здании. Ориентируйтесь по ситуации. Если настроение партнера совершенно неделовое, ему не до важных обсуждений (может быть, он панически боится грома-молнии или чувства неустойчивости, когда землю трясет). Переключитесь, поговорите на отвлеченные темы. И когда беседа возобновится, вернуться к деловым вопросам будет легче.

Во время деловой встречи помехи могут быть самыми разными. Не позволяйте им управлять ситуацией. Воспользуйтесь ими, покажите умение ориентироваться по ситуации. А если на завтрак ели тунца – лучше обойдитесь без шипучки.