О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Какие возможности есть у женщин для построения карьеры в России и с какими трудностями они могут столкнуться? Компания PricewaterhouseCoopers совместно с Ассоциацией Менеджеров России провели исследование и проследили, как изменились возможности женщин с 2008 по 2012 год.

Исследование проводилось методом заочного анкетирования в феврале 2012 года. В нем приняли участие 82 компании. Характеристика выборки: представители крупных отечественных и зарубежных компаний, работающих в России, из них: 18% – производственный сектор, 43% – сфера услуг, 15% – финансовая индустрия, 25% – другое. Средняя численность сотрудников в опрошенных компаниях 8300 человек.

Основные выводы исследования

За последний год заметно возросла доля женщин на таких ключевых постах как генеральный директор и финансовый директор. Традиционно высокой остается доля женщин на позициях главного бухгалтера, директора по персоналу, директора по маркетингу. Женщины более лояльны к работодателям, склонны реже менять места работы, что является одним из ключевых преимуществ кандидатов-женщин в глазах работодателя. Другими ключевыми преимуществами женщин являются трудолюбие и готовность работать за меньшее вознаграждение.

Как для мужчин, так и для женщин факторами карьерного успеха являются активность, инициативность, умение «ладить» с начальством.

Лишь в 10% компаний существует политика/стратегия, связанная с положением женщин в компании и их карьерным продвижением. Основными причинами отсутствия программ поддержки женщин являются отсутствие необходимости в таковой, а также незаинтересованность руководства.

Значительно возросла доля работодателей, предоставляющих медицинскую страховку детям и семье своих сотрудниц.
В большинстве компаний по-прежнему отсутствуют программы адаптации для женщин после возвращения из декретного отпуска.

Снизилась доля компаний, которые производят дополнительные выплаты женщинам при рождении ребенка, сверх тех, что установленных трудовым законодательством. Более половины сотрудниц не работают от 1 года до 2 после рождения ребенка. Почти половина участников опроса считают организацию рабочего времени сотрудниц, имеющих маленьких детей, наиболее острым.

Полученные данные

В целом доля женщин на руководящих постах за последние четыре года увеличилась. За последний год значительно возросла доля женщин на таких ключевых постах как генеральный директор, финансовый директор. Традиционно высокой остается доля женщин на позициях главного бухгалтера, директора по персоналу, директора по маркетингу.

Конкурентные преимущества женщин при устройстве на работу

  • Более половины опрошенных отметили, что высокая лояльность к компании, является преимуществом кандидатов-женщин в глазах работодателей.
  • 43% респондентов назвали конкурентными преимуществами женщин работоспособность и трудолюбие.
  • Каждый третий отметил, что женщины готовы работать за меньшее вознаграждение.

Факторы успешного карьерного роста

По мнению опрошенных, как для мужчин, так и для женщин, факторы карьерного успеха во многом совпадают: одинаково важны активность, инициативность, умение «ладить» с начальством. Среди других значимых факторов, влияющих на карьерный рост женщин, были отмечены: исполнительность, умение выстраивать отношения с коллегами, образование. На продвижение по карьерной лестнице женщины в меньшей степени, чем у мужчин влияет наличие семьи. Также по мнению некоторых респондентов готовность к командировкам является менее значимым фактором для успешного профессионального рост а женщин.

Программы для женщин/работающих мам

За прошедший год почти вдвое возросла доля компаний, которые практикуют программы для женщин и работающих мам. Все больше работодателей предоставляют работающим мамам возможность трудиться из дома один или несколько раз в неделю (45% в 2012, 36% в 2011). Значительно возросла доля работодателей, предоставляющих медицинскую страховку детям и семье (35% в 2012, 21% в 2011). Работодатели стали уделять значительно больше внимания развитию женщин, а также коучингу и программам психологической поддержки женщин.

Гендерная политика компаний

  • 10% компаний уже имеют, а 3% планируют принять официальную политику/стратегию, связанную с положением женщин в компании и их карьерным продвижением.
  • Четверть респондентов ответили, что в их компаниях есть внутренние информационные ресурсы, ориентированные на женщин.

Программы адаптации после возвращения из декретного отпуска

В большинстве компаний (78%) по-прежнему отсутствуют программы адаптации для женщин после возвращения из декретного отпуска. За прошедший год доля компаний, где эти программы есть увеличилась незначительно с 9% до 10%.

Наиболее актуальные вопросы

Почти половина участников опроса считают организацию рабочего времени и графика сотрудниц, имеющих маленьких детей, наиболее острым вопросом. Без малого четверть респондентов считают актуальными вопросы, связанные с дальнейшим профессиональным развитием, а также адаптацией женщин в компании после их возвращения из декретного отпуска.